ДИЗАЙН ВСЕГО— это жизнь, ориентированная на вопрос: «Где я нахожусь?» Давайте различать то, что должно быть интересно, от того, что интересно на самом деле.
Стихи Павла Шехтмана, опубликованные перед арестом за публично высказанную нелюбовь к НТВ. Видимо и за стихи арестовали, уж очень они круты.
Опускаются руки, Поднимается злость. Ты в стране не хозяин, Ты в стране своей гость. Или, может быть, гости Все, кто рядом живут На огромном погосте, Что «Россией» зовут? Над погостом – литые, Тяжкой стали слова: «Здесь могла быть Россия, Здесь Россия – была».
Прежде всего, обращаешь внимание, как на не может быть, на сочетание настоящей без всяких скидок поэзии и жанра гражданской лирики. Удивление вытекает из вопроса: если нет гражданского общества, откуда бы взяться гражданской лирике и субъекту гражданской лирики, гражданину? Варианта ответа два: 1. В поэзии такой фокус возможен. 2. Гражданское общество всё же у нас есть.
На мой взгляд, оба ответа верны: в поэзии возможно всё, в этом её специфическая особенность как инструмента "езды в неизвестное"; и гражданское общество есть, только специфически российское, декабристского варианта, благородное, но не имеющее влияния на устройство жизни, как это принято ожидать от гражданского общества.
Собственно, тема стишка как раз про это, про недоумение: как может быть то, что не может быть. Современная Россия похожа на Хазарское царство в интерпретации Гумилёва: не оставляет за собой культурного следа: русская культура вырождается, потому что нет заказа на её культивирование: музыку заказывает тот, кто платит, а нынешним заказчикам совсем не интересны мировоззренческие культовые русские традиции. Ясен перец, что лозунги провозглашаются этими заказчиками как раз про культивирование русского, но реально русского очень давно уже не заказывается и не производится, соответственно. Что заказывают и оплачивают наши заказчики: уничтожение природного ландшафта, например, вырубку лесов, стройку газопровода на территории природного заповедника, то есть уничтожение этого заповедника и т. д., примеров не счесть; уничтожение памятников архитектуры повсеместное, тотальное (Для кого-то это новость?). Русское царство номинально есть, но оно не оставляет за собой русского культурного следа.
Вот в таком "вымышленном царстве" мы и живём, про это и стишок. Он маленький, но тем не менее образец великой гражданской поэзии - чудо.
Как только опубликовал эту свою заметочку о гражданской поэзии, задумался о другом аспекте этого странного культурного феномена с "вымышленным царством", Гумилёв специальный культурологический термин для него ввёл, химера. В соответствии со своим мифологическим прототипом гумилёвская химера состоит из некоторого количества частей, несовместимых для обычного порядка культурных образований.Сказать спасибо