Как развесить картины: искусство создания экспозиции Важнейший этап подготовки - сочинение экспозиции. Проще всего и удобней делать это на полу перед той стеной, где картинки будут размещены. Перед этим, конечно, нужно точно измерить размеры стены и картин. После этого, собственно, сочинение экспозиции. Главная задача найти такое сочетание картин, в котором они выглядели бы наиболее выигрышно. Например, совпадения цветовых пятен в соседних картинках может акцентировать эти цвета и разрушать целостность картинок. Сочетание композиций картин. У каждой картины есть направление. Надо сделать так, чтобы они не смотрели в одну сторону, как солдаты по команде "равняйсь". Крупный и мелкий план - задача, чтобы контраст не лишил возможности рассматривать мелкие детали. Сюжет - нельзя завязывать ассоциации. Ну и способ развески. Здесь он вынужденно ковровый. Но и в ковровом есть множество вариантов. Главное, конечно, соотношение площади стены и площади картин. И удобство смотреть на картины. Ориентир - глаза стоящего человека. Потом орнамент "дыр", промежутков между картин. В экспозиции именно он прежде всего воспринимается. На втором месте в актуальности восприятия экспозиции орнамент массивностей (весомостей, тяжести) картин. На третьем - принцип организации. Вариаций очень много. Здесь картины в рядах, верхнем и нижнем, выравнены не по верху, не по низу, а по центрам. А нижний и верхний ряд, уже не картины, а ряды, тоже выравнены по их центрам. Центрическая композиция. Она создаёт сложный орнамент. Её порядок, упорядоченность, не навязчив. И хоть он и строго выверен, воспринимается как результат творческого вдохновения, а не строгого расчёта. Давно хотелось поделиться тонкостями работы экспозиционера. Наконец-то сделал это. Надеюсь, что эта маленькая заметочка со временем подрастёт. Хорошо бы вообще книгу написать - уж очень грустно смотреть на то, как опытные составители экспозиций делают свою работу, вернее, конечно, на результаты их работы.