ДИЗАЙН ВСЕГО Дизайн всего‎ — это жизнь, ориентированная на вопрос: «Где я нахожусь?» Давайте различать то, что должно быть интересно, от того, что интересно на самом деле.

Новые материалы и комментарииУбрать рекламу на сайтеПожертвовать проекту «Дизайн всего»Защита передачи информации от постороннего вмешательства

«Зоркий вместо главного видит мелочи»

Дизайн всего | Каталог статей | Регистрация | Вход

Случайные фото

Приветствую Вас Гость | RSS
Дизайн всего » Статьи » Искусствоведческие эссе » Отзывы о книге «Рисунки Людмилы Кульгачёвой»

Ирина Березюк. Об альбоме Людмилы Кульгачёвой

Ирина Березюк

Об альбоме Людмилы Кульгачевой

Людмила Кульгачёва. Автопортрет на обоях. Бумага, фломастер. 25х29,5. 1977
Людмила Кульгачёва. «Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу, воздушные шарики надо купить». Эскиз к иллюстрации стихотворения Даниила Хармса «Удивительная кошка». Бумага, карандаш. 30х21. 2000
Подобного издания я не припомню на Алтае. Им хочется восхищаться и восхищаться. Восхищаться художником Людмилой Кульгачевой, очень интересным ее рассказом о себе, краткими живыми отзывами ее коллег и близких. Вот уж поистине талантливые люди талантливы во всем!

Но у меня есть и соображения, неприятные для Виталия Коньшина как редактора, составителя, художественного редактора. Да и автора тоже.

В таком альбоме обязательно должен быть справочный аппарат. А он издан как бы «для своих». Все друг друга знают, и никому ничего объяснять не надо. Это мой самый большой укор составителю. В приложениях, примечаниях или хотя бы в сносках, я считаю, необходимо было указать, кто эти люди, каждый из которых так выразительно и так по-своему высказывается о Людмиле Кульгачевой и ее рисунках. Коротенькие энциклопедические справки: год рождения, где живет, что закончил, чем занимается, чем славен и т.д. Например, Юрия Эсауленко, увы, уже нет в живых. Но ведь это невозможно узнать из альбома. Так же, как из предуведомительной статьи Виталия Коньшина ничего в сущности конкретного невозможно узнать ни о Василии Рублеве, ни о его студии, ни о Людмиле Кульгачевой, ни о соединившей их «Эпохе».

Теперь об этой статье в роли предисловия, которая, кстати, должна была быть набрана кеглем поменьше, чем основной текст. В ней автор очень ловко закамуфлировал свои филологические начала - это длинное, квазинаучное, чрезвычайно тяжело читающееся произведение. Из него хорошо выдергивать цитаты и обхихикивать их в дружеском кругу, чем, каюсь, я уже и занималась. Но если без него никак нельзя, то отнести его следовало в конец альбома, сделав послесловием. Ей-богу, альбом от этого бы выиграл! Потому что «История жизни» Людмилы Кульгачевой - великолепное и естественное начало.

О «Приложении». Почему в него попали живопись и цветная графика? Похоже, только потому, что они представляют собой вкладку на мелованной бумаге. Но вовсе не обязательно было ставить эту вкладку последним листом, что повлекло за собой перенос технических страничек книги (разворот на стр. 4 и 5, так называемый оборот титула, выходные данные и содержание) в самое начало и, на мой взгляд, испортило ввод в альбом. Мелованную вкладку можно было поставить хоть в начале, а лучше всего - шестым листом, а последним листом сделать «Роst scriptum» Людмилы Кульгачевой. И это был бы действительно постскриптум. Далее: послесловие Коньшина, и содержание с выходными данными.

Я считаю, что в альбоме неважно продумана организация материала. И еще раз хочу сказать, что после авантитула, фронтисписа, титула и двух полос с автопортретом и текстом автора «Моя творческая судьба...» очень естественно было бы перейти к основному тексту Людмилы Кульгачевой. Неправда, что по техническим причинам это было невозможно. Любой техред в любом издательстве решает такие задачи не в ущерб культуре издания.

Со всем, что я говорила выше, можно просто не согласиться. Это - мое мнение, не более того. А теперь о том, что в альбоме неправильно. С огрехами разверстан оборот титула. Авторский знак в левом верхнем углу полосы должен быть так же выключен влево, как и библиотечные индексы. И он должен быть вовсе не «К 906», а находиться по таблицам от слова «Рисунки». Хотя и очевидно, что это авторское издание, но, увы, оформлено оно тем не менее как сборник. Нет ясного четкого обозначения автора: «Людмила Кульгачева. Рисунки». Авторский знак в каталожной карточке (там, где аннотация) должен быть повторен жирным шрифтом в одной строке с названием альбома, а не строкой ниже. Там же: после обозначения года издания текст должен выглядеть так: «- 112 с, ил.». А на самом деле там не убранный редактором при окончательной сверке повтор набора - снова год и число страниц. Номер ISВN  здесь не нужен, достаточно того, что он стоит внизу, слева, напротив копирайтов. Кстати, аннотация написана в худших традициях советских искусствоведческих изданий.

Далее. Это художественное издание, и, раз не нашли возможным убрать все это в конец, библиотечные индексы справа под аннотацией повторять не нужно. Вообще, когда выходные данные и прочее - в начале книги, вся информация сводится к минимуму и развёрстывается очень интеллигентно. Эти тексты должны были набираться не основным для издания кеглем, а меньшим на порядок или два. И, конечно же — светлым шрифтом.

Выходные данные. Если уж стоять на том, как должно быть, то нужно указать, и когда сдана в набор книга, и гарнитуру, и наличие мелованной вклейки, и количество учетно-издательских листов. Условно-печатных листов в альбоме не 7, а 11,76. (Это физических - 7,  а условно-печатные, потому и «условные», что приводятся с помощью коэффициента к некоему эталону).   

Примечания редактора. Последующий текст вообще не нуждается в заголовке и, уж конечно, он не должен быть набран шрифтом большим, чем название альбома на соседней странице! И сами эти примечания должны быть маленькими-маленькими и не лезть в глаза в самом начале художественного альбома. Иерархия шрифтов- есть такое понятие в книжном деле.

Я чувствую себя совсем занудой, но у этой книги нет обложки, как написано в примечаниях. У неё переплёт. Дальше текст в котором трудно понять, что к чему относится. Из-за пренебрежения общепринятыми в таких случаях знаками препинания и  сокращениями. Заодно уж - об ошибках. На стр. 46 в тексте не уточнён год. Так и остался в альбоме вопросик. На стр. 66 перенос - «ья».

Теперь о шрифте. Заурядный рубленый (это при современном-то шрифтовом богатстве!), не имеющий, похоже, даже светлого начертания - он везде выглядит или жирным или полужирным. Не представляется мне удачным и решение помещать технические тексты в эти светлые полоски, напоминающие то ли телеграфные ленты, то ли сообщения с компьютерного экрана. Технические страницы 4-я и 5-я в пятнах этих «наклеек» выглядят некрасиво, как-то кустарно и, на мой взгляд, очень портят вход в альбом. Ненужно мельтешат они и в качестве подписей к рисункам, а там, где бумага мелованная, а рисунки цветные, и особенно там, где они разной длины - они просто вопиют о своей чужеродности.

И последнее по части критики. Первая страница, титульный лист. Или, скорее, авантитул. Меж переплетом и всеми остальными элементами оформления - ничего общего, они разностильны. Ну ладно. Но вот на титуле, на первой странице перечислены все участники книги, так сказать, соавторы. Они перечислены совсем в другом порядке, чем через две страницы в содержании. Я так и не поняла, хотя пыталась, по какому принципу они так поименованны. Скорее всего, когда-то на листок фамилии были переписаны по памяти, да так и пошли на титул.

Я понимаю, что для абсолютного большинства людей все это мелочи, их даже не заметят. Но эти недочеты досадны, они появились от незнания, от небрежности, от неумения. И, что самое обидное, их могло не быть вообще, не будь Виталий Коньшин  так уверен в себе как в редакторе и издателе. Книжное дело за пять веков своего классического, до компьютерного, существования выработало очень надежную систему считок, сверок и пр., страхующую от ошибок. В былых издательствах лишь одна подобная мелочь стала бы поводом для разборов на редсовете, обяснительных записок и оргвыводов. А ведь это, как говаривали раньше, улучшенное издание художественный альбом. Книга, спутница вечности.

Виталий Коньшин - человек удивительный и без преувеличения уникальный. Я не подслащиваю пилюлю. Это - правда. Я не знаю больше никого, кто бы так искренне, безоглядно и беззаветно, так настойчиво и бескорыстно, не считаясь с чем-то своим, мог отстаивать творческие интересы другого человека и в конечном итоге интересы культуры. Для любого Художника иметь рядом такого человека - счастье. Я знаю, что не будь на свете Виталия Коньшина, каких-то выставок и каких-то книг вообще бы не было. Мой муж, к примеру, говорит, что такие люди, как Коньшин, украшают жизнь, и я с этим вполне согласна.

Все что я тут сказала - действительно мелочи по сравнению с фактом издания этого альбома. Какие необычные, яркие люди живут одновременно с нами. Об этом не думаешь, или забываешь. Или вовсе не знаешь. И как прекрасно, взяв в руки книгу Людмилы Кульгачевой, отряхнуться от обыденности и словно проснуться: «Боже! Какой красивый Человек и какой Художник ходит по Барнаулу одновременно со мной!».



Книгу можно купить.
Читать другие
Отзывы о книге "Рисунки Людмилы Кульгачевой"
 


«Дизайн всего» — некомерческий проект. Когда вы ни за что не обязаны платить, в самый раз проверить работоспособность принципа: «Плати, если хочешь и сколько хочешь» («Pay what you want»).

Донат (англ. donation - пожертвование) на поддержку проекта «Дизайн всего» вы можете сделать по номеру телефона с пометкой «Дизайн всего». Инструкция: как бесплатно переводить деньги по номеру телефона, для тех, кому инструкция требуется. Виталий Коньшин, тел. +79059258467. Или на карту Сбербанка 2202 2062 0662 9938. Не забудьте поставить пометку «Дизайн всего».

Категория: Отзывы о книге «Рисунки Людмилы Кульгачёвой» | Добавил: vitkit3 (30.10.2009) | Автор: Ирина Березюк
Просмотров: 2038 | Теги: Людмила Кульгачёва, Ирина Березюк, Коньшин, Рисунки Людмилы Кульгачевой, искусствоведческие статьи | Рейтинг: 5.0/6
Всего комментариев: 0
Не нравится каждый раз вводить коды, имя и Email - войдите на сайт или зарегистрируйтесь!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поделиться ссылкой
Категории раздела
Виталий Коньшин [11]
Отзывы о книге «Рисунки Людмилы Кульгачёвой» [11]
О картинах Людмилы Кульгачёвой [2]
Юрий Эсауленко в прессе Барнаула [20]
Николай Плескунас [10]
Алексей Аргунов [1]
Владимир Токмаков [1]
Михаил Гундарин [1]
Мария Райнер [1]
Поиск Яндексом
Поиск по сайту Google
Орфография
Словари русского языка
www.gramota.ru
Система Orphus
Правила орфографии и пунктуации русского языка онлайн
Друзья сайта
Хранилище файлов
Dropbox
Хранилище файлов
yapfiles
Открытое небо
ВКонтакте
Открытое небо
facebook
ONLINE ETYMOLOGY DICTIONRY
Этимологические онлайн-словари русского языка
КиноПоиск
Кино онлайн
zona.plus
Мир сериалов
zserials.tv
Сериалы тут
Seasonvar
Книги
royallib.com
Создать GIF анимацию
rutracker.org
kinozal.tv
poiskm.me
gallerix.ru
Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Погода
Погода на сайте ventusky

ventusky.com

Мини-Чат
Меню
Пожертвовать проекту «Дизайн всего»Убрать рекламу на сайтеНовые материалы и комментарииЗащита передачи информации от постороннего вмешательства«Дизайн всего» работает с 28.08.2009Сделать бесплатный сайт с uCoz Copyright MyCorp © 2024