Людмила Кульгачёва. Осенние цветы. Бумага, уголь. 46х39. 1990. Картина экспонировалась на выставке «Оптимистический взгляд на жизнь» (Живопись, графика. Александр Нижегородцев, Владимир Квасов, Людмила Кульгачёва). Барнаул, ГХМАК, июнь 1998 года. Была куплена на аукционе картин, организованном как завершающая часть торжественного открытия выставки
Знакомство с альбомом рисунков Людмилы Кульгачевой, с ее комментариями и комментариями ее друзей - это еще одна возможность вновь встретиться с ярким, самобытным автором. Я не просто с удовольствием листала эту книгу, а как бы погружалась в то время, когда и были созданы большинство из представленных в альбоме графических листов Людмилы, принадлежащих "Эпохе студии свободного рисования Василия Рублева". Собранные вместе рисунки Кульгачевой той поры - это, может быть, самый живой и благодарный памятник маэстро-учителю.
И все же альбом посвящен не только Рублёву, в нем раскрывается нам, прежде всего, сама Людмила, ее неповторимый, глубоко личностный творческий мир - ее мир, ее откровений, сомнений, умений, ошибок, побед и неудач. Мир, выраженный через длинную тягучую линию, обрывистый, короткий, словно рубленый, штрих, темные трепещущие пятна. Работая неистово, самозабвенно, она как бы воюет с материалом: белым листом, черным углем, рыжей сангиной, воюет, чтобы выразить себя - честно, бескомпромиссно, до конца.
Зная Людмилу много лет, интересуясь ее творчеством, я давно замечала за ней талант наблюдательного рассказчика. Обретший теперь литературную форму в виде неких комментариев-эссе, ее талант сверкнул новой гранью. В ее литературном рассказе, в ее слове так же ясно и прочно звучит авторское, неповторимое и потому, несомненно, всем интересное, ее собственное творческое "Я".
Людмила - человек очень общительный и в то же время очень закрытый. У нее на десять "Да" всегда найдется одиннадцать "Нет". Тем не менее, она всегда с удовольствием показывает свои работы, делится своими сомнениями и восторгами, переживая (именно, переживая) свои впечатления по поводу чужого искусства, увиденного на выставке или в мастерской.
Ее друзья и близкие знают ее разной, но каждый в своих комментариях к ее альбому говорит о Людмиле как о человеке творческом, живущем искусством, погруженным в него.
Художник Владимир Тимуш сказал: "Она рисует, как ребенок". Это следует понимать, что для нее рисование, занятие искусством - состояние столь же естественное и необходимое, как сама жизнь, как дыхание или рождение ребенка.
Но постоянно жить в "мире искусства" не просто. И от всех, кто соприкасается с этим миром, требуется большая работа души.
Особенно нелегко выносить эгоизм творца близким, самым близким, любящим людям, но они не просто выносят его, они убежденно ему служат. А если бы не было этого служения (столь естественного для любящего сердца), весь этот мир, которому так самозабвенно отдается художник, рухнул бы в одночасье.
Поэтому и слышит, засыпая, ребенок в шуршании уголька по бумаге шум осенней опавшей листвы и с нежностью вспоминает рисующую маму.
И муж, сам художник, уверен, что семейный уют - это тот уют, когда уютно непростой, творческой, художнической душе.
Вот такие мысли пришли мне в то время, когда я листала альбом рисунков Людмилы Кульгачевой.
Книгу можно купить.
Читать другие Отзывы о книге "Рисунки Людмилы Кульгачевой"
|