Тамара Степанская
О рисунках Людмилы Кульгачёвой
Людмила Кульгачёва. Дама в шляпе. Холст, масло. 100х80. 1993
У меня в руках полифункциональное, многоструктурное, синтетическое произведение. Это книга-альбом: здесь много текста и много рисунков. Рисунки - главное, рисунки - причина издания, рисунки - пульс и душа этого сложного произведения.
Благодаря особой ясности средств, открытости художественного языка, способности к абстрагированию рисунок в начале XXI века по авторитетности, по полноте выражения становится вровень с живописью.
Рисунки Кульгачёвой - это песнь о свободе, это песнь о радости, которую дарит внутренняя свобода. "Невидимый учитель водил моей рукой", - пишет Людмила, а "учителем" была творческая и человеческая свобода, пришедшая в атмосфере единомышленников в студий В. Ф. Рублёва.
Рисунки Людмилы Кульгачёвой - это игра, творческая, вольная, художническая. Игра одаренного человека: "Я попала в место, где перемещаться можно было только летая, где время и расстояние отличаются от обычных... и Людмила умеет увлечься игрой ею же созданной: и Взлет, посадка - чудеса! Я летала... странствуя в Пространстве!"
Рисунки Людмилы Сергеевны - это импровизация при работе с натуры. Импровизация наполняет энергией и свежестью ее наброски и эскизы. Экспромпт, экспромпт талантливый, пленяет всегда. За ним скрывается фантазия, воображение, образное наблюдение, богатство эмоций. О внезапности "озарения" от увиденного часто упоминает в своем тексте Людмила Сергеевна.
Рисунки Людмилы - преодоление страха ("не могу", "всегда боялась рисовать"), а значит - обретение смелости в самом рисовании. Ее наброски непредсказуемы ("не знаю, что получится"), здесь соединяются импровизация и недосказанность, незавершенность: всё быстро меняется! Бегущий, ускользающий ритм современности. Утрачены идеалы гармонии! Все зыбко, все обрывается, едва зародившись! Но красота - приближения к правде, к истине, вот почему рисунки Людмилы хороши и убедительны.
Многовариативность - еще одно важное свойство рисунков Людмилы Сергеевны. Оно вытекает из всех уже названных свойств. Модель (одна и та же) внезапно "виделась" по-новому, диктует это не модель, а особенности её восприятия художником. Как многолики автопортреты!
Рисунки Людмилы Сергеевны - это рисунки художника из XX века. Свобода - это выбор человека (его ума и души), внутренняя свобода - это состояние художника. Она - в рисунках Людмилы Кульгачёвой.
|