Рассказ «Капель» победитель конкурса Алтайского дома литераторов 2011 года «Я ВЫБИРАЮ ЖИЗНЬ!» в номинации «Проза». Рассказ «Капель» опубликован в литературно-художественном журнале «Пикет» Алтайского дома литераторов.
Фото Маргариты Парфёновой
Мария Райнер
Капель
Вчера вечером ты пытался убить себя, но я не позволила. В отчаянии ты швырнул в меня пепельницей, полной моих окурков. Я выкурила полпачки, слушая твои сбивчивые объяснения.
Ты не попал, я легко увернулась. Пепел разлетелся по комнате, как снег, который мы ждали целое лето, и который убил нас быстрее, чем мы предполагали. Ты смотрел, как белый снег оседает на ковре, на моей одежде, на магнитофоне, и твои глаза темнели от злости.
Ты не видел меня, но ты видел будущее, которое сложилось в твоей голове так отчётливо и ясно, что оно походило на замедленное ползание мухи по грязному стеклу или на возделанный человеческими руками цветочный лес, и ты сказал, что найти дорогу в цветочном лесу сможешь только ты, а я потеряюсь, как пуговица от пальто.
А последним летом, живя грозой, мы с тобой ждали, что вода начнёт падать по-другому: звонко и легко, радуясь солнцу и новой весне. Мы ждали эту весну, и строили планы, про которые ты только что сказал, что в будущем их больше нет, но я до сих пор тебе не верю.
Может быть, я не так искусна в деле подглядывания в то, что ещё не случилось, но я отчётливо видела призрачный город, в котором люди не умирают от этой болезни, если не захотят. Я видела, как сквозь дымку проступают трёхэтажные дома с коническими крышами и эркерами, мощёные камнем улицы и блёклые пучки травы вдоль тротуаров, я видела в тумане, похожем на серый пепел, парковые фонтаны, и я чувствовала запах осенних листьев, бесконечно летящих вдоль каменной балюстрады набережной.
Когда у нас будет больше белого порошка, мы сможем улететь туда и навсегда поселиться в этом дождливом и сыром и городе. А теперь ты сказал, что я буду жить в этом городе без тебя.
Мы провели странную, долгую ночь. Ты отталкивал меня, ты пытался меня ударить, ты ударил меня. Ты сдался.
Утром ты сожалел о прошедшем и швырял мои вещи на пол, кричал, чтобы я убиралась из твоего дома.
О завтраке никто не вспомнил.
Я вышла во двор, чтобы вдохнуть немного отравы. Я слышала, как ты плакал. Или это растаявший снег стекал звенящими каплями и шлёпался о промёрзшую землю?
Солнце появилось неожиданно, впервые за много месяцев, но, по-моему, это было солнце: тусклый жёлтый шарик, похожий на капсулу с рыбьим жиром. И если бы не яркое, резкое воспоминание о рыбьем жире, которым меня пичкали в детстве, то мне было бы совсем не больно смотреть на весеннюю лужицу возле моих ног, полную блестящего растёкшегося жира.
Когда в грозу, под тихий шелест крадущегося по стеклу дождя, который крал наши мечты, мы ждали, что придёт весна, и мы вылечимся, никто из нас даже предположить не мог, что её приход скорее огорчит, чем обрадует нас.
Почему я не послушалась и не позволила тебе увезти себя в призрачный город, когда была такая возможность? Почему я не послушалась тебя и отказалась от города - миража? Ведь я обещала, что последую за тобой всюду...
Капля оттаявшего снега, так похожая на чью-то слезу, упала на кончик моей сигареты и потушила её. Мне показалось, что я слышу чей-то плач. И я знаю, кто плакал: это плакали ангелы, сгрудившиеся снежным холмиком чуть поодаль от меня.
Я закурила другую сигарету, но на неё упала ещё одна слеза, и огонь снова погас. Плач ангелов усилился. Наверное, они плакали от холода. Я сняла с себя курточку и укрыла продрогших ангелов.
На цыпочках я вернулась в дом и увидела в твоих руках шприц.
— Там плачут ангелы, — сказала я очень серьёзно, а ты помрачнел и крикнул, чтобы я убиралась к ангелам вон, и хлопнул дверью так, что с потолка посыпалась штукатурка.
Я села за кухонный столик, раскрыла свой ежедневник и стала писать тебе письмо:
«Милый, сегодня я бросила курить. Из сигарет, что остались в пачке, я сложила друидский символ весны. Может, когда ты увидишь его, тебе станет приятно. А когда ты его увидишь, снег исчезнет из нашей жизни навсегда и наступит вечная весна, как в том цветочном лесу, в котором мы с тобой встретились.
Мы будем каждый вечер приходить к обрыву и смотреть, как река несёт свои серо-зелёные волны в степной город, где живут положительные люди. Мы будем смотреть на розовый закат, а потом пить на веранде чай.
Не уходи...
Не оставляй меня одну, я не смогу найти дорогу в призрачный город. Нам не надо туда идти. Знаешь, кто мне сказал об этом? Ты никогда не угадаешь? Ангелы!
Зачем нам жить в мёртвом городе, в холодном, кирпичном доме? Может, у нас получится жить здесь и сейчас? Для жизни всегда есть время. Пока звенит капель и пахнет весной. Пока закончились мои сигареты и не хочется, чтобы они восстали из пепла. Пока тишина в доме не нарушена пистолетным выстрелом, а на террасе нас ждёт зачехлённая мебель.
Я посажу много цветов. Гиацинты. Или лилии, я научусь выращивать клубнику. Не умирай, любимый! Не делай так, чтобы, открыв дверь в нашу спальню я нашла твоё остывающее тело, и чтобы я...»
Я не успела дописать своё письмо, а потом уже не могла вспомнить, чтобы я сделала, если бы нашла твоё мёртвое тело.
Я помню выстрел, и комната наполнилась ангелами.
* * *
— Мама, твои лилии распустились!
— Беги в дом, милый, начинается гроза.
10/2010
Фотографии Марии Райнер.
Мария Райнер о (Мысли вслух).
|