Неожиданно при помощи геометрии, чисел и трактовки цветов с точки зрения Христианской символики мне открылась бездна искусства, в которую, как оказалось, можно прыгать с умом или с комфортом. И это, оказывается, такая приятная бездна! Приятнее, чем мармеладная реальность с её ограниченным пространством. И первый уровень этой бездны те самые молочные реки и кисельные берега, и я, которая как и сказочная героиня, всегда воротила нос и от молока, и от киселя, с томной радостью объедаюсь. Не знаю, сколько осталось, ведь объедение всегда заканчивается пресыщением, а пресыщение смертью. Наверное, это мой пир собственный пир во время чумы. Но не будем о грустном. И так, цвета и формы. Нет ничего сладостнее формы под флагом верно выбранного цвета. В этом эссе я расскажу о том, почему мне нравятся или не нравятся отдельные картины. Начну с Эдварда Мунка - норвежский художник, график, экспрессионист (12 декабря 1863 – 23 января 1944 гг.)
Эдвард Мунк Kiss by the Window (1892 год)
Синий - это цвет небес, истины, смирения, бессмертия, целомудрия, благочестия, крещения, гармонии. Он выражал идею самопожертвования и кротости.
И разве после этого возможно увидеть что-то другое в этой великолепной картине? Ну, если вы не Ваня Рублёв. И смотреть на эту картину для меня то же самое, что в Шоушенке слышать арию Сюзанны и Графини.
Эдвард Мунк "Автопортрет у окна" (1940 год)
Красный - в Христианстве символизирует кровь Христа, пролитую ради спасения людей, а, следовательно, — и его любовь к людям. Это цвет огня веры, мученичества и страстей Господних, а также царственного торжества справедливости и победы над злом.
Белый - остается незыблемым символом святости и духовности. Особенно важным являлось такое значение белого как чистота и непорочность, освобождение от грехов.
В этой картине я вижу желание и невозможность творца что-то подарить людям. И не из-за боязни быть непонятым. Скорее, мешает какое-то физическое ограничение. Может быть, это недуг. А если исходить из символики чёрного цвета не только как цвета зла и смерти, а обозначения божественной тайны, я думаю, ему есть что сказать. А так как картина написана за 4 года до смерти, то точно есть чем поделиться.
Автопортрет с бутылкой вина (1906 год)
Эта картина вызывает у меня улыбку. Коричневый и серый цвета в Христанстве - это цвета простолюдинов. Их символический смысл, особенно в раннем средневековье, был, сугубо, негативным. Они означали нищету, безнадежность, убогость, мерзость и т.д.
Коричневый – цвет земли, грусти. Он символизирует смирение, отказ от мирской жизни. Серый цвет (смешение белого и чёрного, добра и зла) – цвет пепла, пустоты.
Я вижу, как Мунк подсознательно приносит себя в жертву "зелёному змию", но змий не мудрый Каа, а обыкновенный садовый уж, возможно, в бутылке недорогое или безвкусное вино. А приносить себя в жертву чему-то недостойному это горько. А если ещё и осознавать это, то вдвойне горше, но my smile still stays on.
Меланхолия. 1900-1901 г.г. Это моя самая любимая картина Эдварда Мунка.
Жёлтый цвет - в раннем Христианстве цвет Святого духа, божественного откровения, просветления и т.д. Но позднее, жёлтый приобретает негативный смысл. В эпоху готики его начинают считать цветом измены, предательства, лживости, ревности. В церковном искусстве Каина и предателя Иуду Искариота часто изображали с жёлтыми бородами.
Фиолетовый цвет - смесь красного и синего, "трудного" и "лёгкого", объединяет в себе начало и конец светового спектра. Он символизирует сокровенные знания, тишину, духовность. В раннем христианстве фиолетовый символизировал печаль, привязанность.
Женщина, несомненно, в печали - на это указывает название картины. Но слева в окне - синее небо - какой-то просвет, справа - какая-то тайна из прошлого, связанная с каким-то грехом. Но если рассматривать картину во времени, то путь из прошлого в будущее пролегает слева направо - то есть духовность осталась в прошлом, а грех ещё не совершён, и только задумывается. Женщина расположена в центре, стол, возле которого она сидит, покрыт красной скатертью. Скорее всего, она сама заточила себя в четырёх стенах, не в силах изменить будущее, в котором просвета нет. Блики и круги на скатерти нарисованы как живые. Они будто обтекают вазу с двумя цветами, а два цветка обычно приносят покойнику. Возможно, кто-то убил близкого ей человека, и она задумывает месть, но понимает, что сделать ничего не сможет - отсюда её меланхолия.
Этой женщине я посвятила стихотворение.
Письмо женщины адвокату, который защищал убийцу её мужа.
Живу нормально, как сгоревший тостер.
Как героиня фильма с Джоди Фостер.
Нет, что вы! Я себя не режу бритвой,
Я упиваюсь утренней молитвой
До тошноты, до горечи, до рвоты…
Да, а меня ведь выгнали с работы –
Безмужних там не любит коллектив.
На что живу? Пишу я детектив
Где мой герой – расследует мокруху
Да, адвоката, на пути вы верном.
Его, как ту процентщицу-старуху,
Из любопытства молотком по нервам
Часа четыре непрерывно били.
Ну а потом, конечно, зарубили.
Но мой герой запутался в финале
Совсем как я. А я была в начале
Уверена, что надо разорвать
Убийцу. Или нет, четвертовать
Лишить его и рук и ног и члена.
Но вдруг вся ваша мерзкая система
Меня непостижимо увлекла
И я решила, пусть сгорит дотла
Ваш справедливый беспристрастный суд…
Простите, но за мной уже идут
Безжалостные в милости минуты –
Ведь я включила в кухне свет и газ –
Сознание опутывают путы
И слёзы кровью брызгают из глаз.
И если вдруг письмо вы не прочтёте –
Ну, вдруг взорвётся всё, и я сгорю –
То знайте, никогда вы не умрёте –
Я вам все жизни мира подарю.
Героиня фильма с Джоди Фостер - фильм Нила Джордана "Отважная" (2007 год).
Во время вечерней прогулки Эрики и её жениха Дэвида с собакой на них нападают преступники, жестоко избив. Один из преступников всё снимает на видеокамеру. При этом Дэвид погибает, а сама Эрика долго лежит в больнице. После нанесённой психологической и физической травмы Эрика начинает испытывать сильный страх перед улицей. После возвращения на радиостанцию, где она ведёт передачи, Эрика решает приобрести оружие. После этого перед ней предстаёт «незнакомка» — она сама не узнаёт себя, бродит по ночному Нью-Йорку, попадает в ситуации, опасные для беззащитных граждан и убивает преступников.
***
В архиве так же отыскалось стихотворение - одно из необъяснимых - о столе и цветке.
Страдание – как мандолина
Без струн – молчит который день.
Я вся растрескалась, как глина.
Ты молотком меня раздень.
И вместо крови острый кетчуп
Стечёт по умной голове.
Плутают в переулках встречи
И пропадают в синеве.
Уснул цветок в прозрачной вазе,
Стол времени переместя.
И музыкой живёт в рассказе
О том, что кто-то сжёг дитя.
***
|