ДИЗАЙН ВСЕГО— это жизнь, ориентированная на вопрос: «Где я нахожусь?» Давайте различать то, что должно быть интересно, от того, что интересно на самом деле.
Пабло Пикассо. Портрет Игоря Стравинского. Бумага, карандаш, уголь. 62 x 48,5. Париж, 24 мая 1920
Игорь Стравинский: «Из Неаполя я вернулся в Рим и провел чудесную неделю у лорда Бернерса. После этого надо было возвращаться в Швейцарию, и я никогда не забуду приключения, которое случилось со мной на границе в Кьяссо. Я вез с собою свой портрет, незадолго до того нарисованный Пикассо. Когда военные власти стали осматривать мой багаж, они наткнулись на этот рисунок и ни за что не хотели его пропустить. Меня спросили, что это такое, и когда я сказал, что это мой портрет, нарисованный одним очень известным художником, мне не поверили: «Это не портрет, а план», — сказали они. «Да это план моего лица, а не чего-либо другого», — уверял я. Однако убедить этих господ мне так и не удалось. Все эти пререкания отняли много времени, я опоздал на свой поезд, и мне пришлось остаться в Кьяссо до следующего утра. Что же касается моего портрета, то пришлось отослать его в Британское посольство в Риме на имя лорда Бернерса, который впоследствии переправил мне его в Париж дипломатической почтой».
В 1920 году Пикассо опять работает Русскими балетами Дягилева. Он делает костюмы и декорации для спектакля Пульчинелла, на музыку Стравинского. За время работы они довольно тесно сблизились, оба считали друг друга гениями, Стравинский находил декорации Пикассо волшебными, Пикассо сделал несколько карандашных портретов Стравинского. Вот один из них, в профиль. Не вижу в нём ни Стравинского, ни каких-то выдающихся качеств художника. Рисунок интересен только в качестве иллюстрации известной поговорки "И на старуху бывает проруха". Это рисунок, старательно нарисованный портрет. Хоть при этом он и выглядит быстрым наброском, его старательность бросается в глаза и направлена на передачу характерных анатомических особенностей портретируемого.
Этот второй рисунок хорош тем, что рядом с ним особенно заметно волшебство первого, его волшебное устройство. Он не про человеческую анатомию, а про устройство пространства, в котором существует композитор Игорь Стравинский. Или даже так: это пространство мироустройства, в котором существует Стравинский. Не про человека, а про целый мир. Но именно поэтому человек на рисунки виден и как целое, а не какая-то отдельная его особенность, пусть даже и очень важная, - и как описание, карта всех мельчайших подробностей. Всех. Подобного рисунка у Пикассо я больше не видел. Для сравнения я приведу ещё несколько рисунков того же времени с портретами близких друзей.
Пабло Пикассо. Портрет Игоря Стравинского (в профиль). Бумага, карандаш. Париж, 31 декабря 1920
НАЗАД К ЭНГРУ - так называют искусствоведы серию реалистичных карандашных работ Пикассо, к которой относят и этот волшебный портрет Стравинского. По ссылке вы можете посмотреть подборку рисунков из этой серии. Я же приведу для примера из неё только три. Особенно интересен Портрет Эрика Сати. То же кресло и та же поза - но никакого волшебства, подробный анатомический портрет.
Пабло Пикассо. Портрет Леона Бакста. Бумага, карандаш. 64,3 x 49,3. 1922
Пабло Пикассо. Портрет Сергея Дягилева и Альфреда Cелигсберга. Бумага, карандаш, уголь. 63,5 x 49,3. 1919
Пабло Пикассо. Портрет Эрика Сати. Бумага, карандаш, уголь. 62 x 47,7. 1920
Очерк Графика с сайта, посвящённого творчеству Игоря Стравинского. В этом разделе хорошая подборка рисунков Пикассо разных лет.Сказать спасибо
Барнаульский художник Людмила Кульгачёва в своих рисунках реализовывала подобную задачу - рисования пространства происшествия, существования вещи, человека. Акцент на устройство пространства, оно, именно это устройство пространства рисует человека или вещь. Делает этого человека или вещь атрибутом устройства пространства.