ДИЗАЙН ВСЕГО Дизайн всего‎ — это жизнь, ориентированная на вопрос: «Где я нахожусь?» Давайте различать то, что должно быть интересно, от того, что интересно на самом деле.

Новые материалы и комментарииУбрать рекламу на сайтеПожертвовать проекту «Дизайн всего»Защита передачи информации от постороннего вмешательства

«Зоркий вместо главного видит мелочи»

Дизайн всего | Фредерик Шобен. СССР - Форум | Регистрация | Вход

Случайные фото

Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Архитектура » Архитектура, которую стоит посмотреть » Фредерик Шобен. СССР (Фотографии космических коммунистических конструкций)
Фредерик Шобен. СССР
vitkit3Дата: Суббота, 16.01.2021, 19:16 | Сообщение # 1Случайные фото
администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 1064
Статус: Offline

Фредерик Шобен. СССР: фотографии космических коммунистических конструкций


Фредерик Шобен. СССР
Фредерик Шобен. СССР: фотографии космических коммунистических конструкций
Футуристическая архитектура СССР
Книга-фотоальбом Фредерика Шобена.
Французский фотограф Фредерик Шобен выпустил сборник своих работ: Frédéric Chaubin. «СССР: Cosmic Communist Constructions Photographed». В него вошли самые необычные здания, построенные в союзных республиках с 1970 по 1990 годы.

Космос, которого нет:
футуристическая архитектура позднего СССР

Cвой проект, состоящий из снимков 90 футуристических зданий в 13 бывших советских республиках, французский фотограф Фредерик Шобэн назвал «СССР», придав привычной аббревиатуре новое значение — Cosmic Communist Consructions Photographed.

В предисловии к книге Шобэн отмечает, что хотел показать неожиданный всплеск воображения и фантазии в советской архитектуре 1970—1990-х годов. В отличие от 20-х и 50-х в этом периоде нельзя выделить единую школу или основной подход. По мнению Шобэна, эти здания отображают хаотичный импульс, вызванный распадом системы. Их разнообразие ознаменовало конец Советского Союза.

В «СССР» попали и смелые проекты конструктивистов (санаторий «Дружба» в Ялте), и экспрессионизм (Дворец бракосочетания в Тбилиси). Архитектуру последних лет СССР Шобэн называет «говорящей»: крематорий, объятый бетонным пламенем (Киев); Институт информации с летающей тарелкой на крыше (Киев); Дом Советов, который надзирает за тобой, как Большой Брат (Калининград). Такая неоднородность проектов говорит о разнообразии ценностей того периода — от одержимости космосом до возрождения национальной идентичности

«Этот проект стал возможен благодаря случаю, — рассказывает Шобэн в статье на The Architectural Review. — Он начался с книги, купленной на блошином рынке в Тбилиси в 2003 году. Под запыленной безликой обложкой я нашел 200 страниц текста кириллицей, описывающих 70 лет советской архитектуры в Грузии. Среди приведенных зданий были два, на которые я обратил внимание. Я понял, что они в Тбилиси, и сфотографировал их. Эти снимки стали началом новой книги.

Я хотел запечатлеть мощный эффект присутствия этих зданий. Это был шанс переосмыслить клише современной фотографии — „постсоветский мир в упадке“.

Уже под конец работы над книгой я обнаружил архивы — в частности авторитетное советское издание „Архитектура СССР“, которое позволило мне быть более последовательным в поисках. Я обнаружил здания, о которых мне говорили, что они уже уничтожены. Я фотографировал здания, которые потом были разрушены. Иногда я добирался слишком поздно. Но где бы я ни оказывался, мой интерес везде воспринимали как нечто странное — у людей, живших рядом с этими домами, еще было сильное похмелье от советского периода.

Ответом на распад СССР стала амнезия — отсюда странное состояние чистилища, в котором оказались эти дома: они были вне времени. Эта пустота дала мне понять, что история сама себя не пишет. Мы должны ее придумать.

Сегодня все же есть признаки реабилитации. В Эстонии и Литве, например, новое поколение призывает включить эти здания в список памятников архитектуры. Отвергая идеологические предпосылки, оно понимает, что лучше сохранить неоднозначное наследие, чем оказаться перед исторической пустотой. Медленно и постепенно люди обращают свой взгляд к этим странным созданиям»

Большое интервью с автором книги Frédéric Chaubin. cccp. cosmic communist constructions photographed


Политехнический институт в Минске, Беларусь, 2004 год


Сказать спасибо
 
vitkit3Дата: Суббота, 16.01.2021, 20:18 | Сообщение # 2Случайные фото
администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 1064
Статус: Offline

Детский сад в вильнюсском районе Каролинискес, архитектор — Викторас Холинас. 1988 год

«Меня привлекают те, кому удалось сломать стереотип». Фредерик Шобен об истории создания книги «СССР» и мимикрии в архитектуреСпустя почти десять лет после выхода в свет его культовой работы о советской модернистской архитектуре, Фредерик Шобен размышляет о жизненном пути, приведшем его к созданию книги, рассказывает истории, оставшиеся за кадром, объясняет свой личный интерес в изучении советского модернизма, а также делится острыми наблюдениями о политике, стоящей за сегодняшними тенденциями исследований этой архитектуры.


Ева Эсс-Саргсян
Архитектурный теоретик, критик и журналист
образование: Bartlett School of Architecture, UCL
деятельность: Соучредитель и редактор онлайн энциклопедии модернистской архитектуры АрмАрк www.armarch.net/en


Фредерик Шобен
Фотограф, исследователь архитектуры
деятельность: Редактор журнала Citizen K в 1994—2013 гг., автор книги "CCCP. Cosmic Communist Constructions Photographed" (2011)

Фредерик Шобен — личность известная среди архитекторов и более широких кругов поклонников архитектуры благодаря его бестселлеру "СССР" (2011), одной из первых книг, представляющих архитектуру советского модернизма после распада Союза. Головокружительным успехом книга обязана отчасти неожиданному содержанию. Вместо типологических «машин для жилья» или провинциальных подражаний интернациональному стилю, мир увидел фантастические, инопланетные сооружения, которые не вписывались в сложившийся о Советском Союзе стереотип. Шобен первым использовал определение «космическая» для описания подобной экспрессионистской архитектуры. В предисловии — очень важной для общего концепта книги части — автор представляет свои исследования этого пласта архитектуры и объясняет, почему он называет эти экспрессионистские сооружения космическими. Дело не только в их фантастическом виде, но и в том, что они отражают — стремления советских людей и архитекторов в частности к свободе, творчеству и смелым достижениям. И тематика покорения космоса со всем ее метафорическим, политическим и эстетическим потенциалом была, безусловно, идеально иллюстрирующей эти стремления идеей в те дни.
Благодаря этой полной иллюстраций книге, Шобена в основном воспринимают как архитектурного фотографа. Но он также мыслитель и исследователь, который не только визуализирует, но и концептуализирует архитектуру совершенно особенным образом. В этом смысле написанное им предисловие к книге раскрывает ее фундаментальную цель намного лучше: рассказать волнующие истории «запертых в клетку» советских архитекторов, жаждавших творчества, свободы, космоса…

Шобен ломает привычные рамки линейного повествования, и в своей речи создает мозаику полных метафор описаний и ярких образов, в итоге вместе формирующих единый концепт. Совсем недавно завершилась его резиденция в музее Cité de l’architecture в Париже, где он занимался исследованием архитектурной мимикрии. Эта работа — попытка применить в архитектурных исследованиях теории французского философа и литературного критика Рене Жирара о мимикрии как вида социального соперничества. Хотя Фредерик и рассматривает этот теоретический инструмент в контексте разных примеров из области архитектуры, как показывает наш разговор, теория мимикрии Жирара прекрасно подходит и для интерпретации истоков советской модернистской и особенно — космической модернистской архитектуры.
Открытие советской эстетики, культуры и архитектурыЕва Эсс-Саргсян: На мой взгляд вы занимаете особенную нишу в мире архитектурных исследований. То, как вы с архитектурой взаимодействуете, в каком формате ее представляете, мне кажется очень своеобразным, и я пытаюсь дать определение тому, кто вы по отношению к архитектуре. Фотограф? Журналист?
Фредерик Шобэн: Я маргинал.
ЕЭС: Если говорить о вашем опыте — возможно, учитывая, что вы пришли из мира медиа, а не архитектуры или истории. Однако мне кажется, что именно это делает ваш подход к архитектуре таким неординарным — у вас другая точка зрения на архитектурную репрезентацию в целом. Вы не обременены академическими и профессиональными формулами и формулировками, в итоге убивающими способность интуитивного и эмоционального восприятия. Но мне хотелось бы услышать вашу историю от вас самих: как вышло, что вы стали изучать архитектуру? И спрашивая это, я имею в виду не только историю книги «CCCP». Мне интересно, что стоит за конечным продуктом вашей работы, что в вашей личной истории привело вас к архитектуре.
ФШ: Прошлое привлекает меня, потому что оно содержит в себе бесконечное множество альтернативных миров. Это область, в которой реальность уступает размышлениям о нем. Я думаю, Время — концепция куда менее освоенная, чем Пространство. И архитектура хранит в себе следы этого исчезающего измерения, связанного с историей и делающего загадкой все, что нас окружает. Мне кажется интересным то, что здания являются выражением идеологических решений, исторического выбора, культурных предпочтений… Скорее всего, этот мой интерес тесно связан с тем, кем я являюсь, что меня каким-то образом сформировало.
ЕЭС: Как ваша жизненная траектория привела вас к изучению архитектуры?
ФШ: В 1994 году я участвовал в создании эстетского лайфстайл-журнала «Citizen K», редактором которого я перестал быть каких-то шесть лет назад. Я собирал редакционный контент, но еще мне до смерти хотелось заниматься иллюстрациями. Я всегда обожал искусство, и у меня обостренное визуальное восприятие мира. Я довольно быстро понял, что единственной темой, в которой я могу выразить свои визуальные навыки, была архитектура. Так что я начал делать нечто, отлично описывающее меня как человека: я стал соединять свои тексты и мои фото. Подобный мост между материалом изобразительным и интеллектуальным, концептуализация визуального контента была моим путем к самовыражению, охватывающему все чувства. Более того, к архитектуре добавились и другие мои интересы. В результате, помимо того, что я работал редактором, я путешествовал, фотографировал и публиковал эти фотографии. Примерно так все и началось.
ЕЭС: А как вы пришли к исследованию постсоветской территории?
ФШ: Весной 1996 года мне пришла идея — в подражание популярным журналам опубликовать специальный выпуск о путешествиях, который внес бы в формат интересный поворот: материал, посвященный «местам, куда никто не ходит». В то время, бывший коммунистический мир был идеальным местом. Я лично взял интервью у Урмаса Сисаска, композитора, жившего в бывшей немецкой обсерватории в Янеде, в отдаленном уголке Эстонии. Это было началом. Я сразу же влюбился в серую, загадочную атмосферу Балтики. С этого момента начались годы систематических исследований бывших советских республик. Первой была Литва, где мне удалось быстро установить очень тесные связи с местными, особенно молодыми людьми творческих профессий, которых я привлекал своей должностью редактора журнала, который потенциально мог помочь им стать известными. Важно отметить, что сначала я ездил в небольшие страны, так что было легко быстро найти важных для моего поиска людей. И я как бы пристрастился к этой атмосфере, такой непохожей на мое привычное окружение. Потому мне понадобилось время, чтобы освоиться в этом запутанном мире, прежде чем взяться за архитектуру. Забавная история: по совпадению в 2010-м я искал эстонский архитектурный шедевр, построенный Валве Пормейстер в 60-х. Название местности, где он находился, звучало знакомо: Янеда. Я как будто читал об этом месте в какой-то книге. И вдруг дорога привела меня снова к немецкой обсерватории Сисаска. Я подъехал к ней со двора и понял, что великолепное здание, которое я искал, буквально было рядом с тем домом, куда я приезжал десять лет назад. В то время я не увидел эту скрытую сторону. Внезапно я оказался перед собственным прошлым и давними чувствами, и понял, как далеко я забрался. Эта другая реальность, альтернативная вселенная, построенная коммунизмом, оказалась для меня иноземной.


Композитор Урмас Сисаск. 1997 год. Самая первая фотография Фредерика Шобена

ЕЭС: Как возник ваш интерес к советской архитектуре?
ФШ: Я помню, как один мой друг из Восточной Европы рассказывал, что когда после падения железного занавеса он попал в Западную, то самым большим потрясением для него стала мебель. Я испытал похожее чувство, только наоборот. Я был абсолютно пленен советским дизайном — от дверных ручек до приборных панелей — который, казалось, говорил о какой-то иной модерности, и функционально походил на тот, что я знал, но в то же время несколько отличался. Я расшифровывал этот мир через незаметные детали. Например, вспоминается история о днепропетровском цирке. Там на столе сторожа был телефон. Пластиковая коробка c трубкой, но без кнопок. Этот человек всегда был на связи, но сам никому не мог позвонить. Этот телефон из цветного пластика показался мне воплощенным отчуждением, порождаемым советской системой.
Я также стал обращать внимание на необычные здания и искать связи между ними. В то время они были совсем неизвестны. Полностью концепция этой архитектуры сложилась для меня, как пазл, когда в 2003 году в Тбилиси я случайно нашел старую книгу о грузинской архитектуре, изданную в 1987-м году в честь 70-летия революции. Я понял, что все интересовавшие меня сооружения были построены в поздний советский период. В той книге их было очень много. Больше всего в этой архитектуре меня привлекали неожиданные, экспрессивные формы. Я смотрел на эти здания не как на конструкцию, а как на силовые линии, точки фокуса, специфические артефакты, выражающие иной образ мысли, иной способ обращения с разрешенными формами и шаблонами, способ выражение своего рода диссидентства.
Сопоставляя эти формы архитектурной продукции в разных советских странах и изучив контекст того времени, я сформировал свою собственную идею, которая была возможно очень субъективной и специфичной, но в то же время очень логичной… Несколько месяцев спустя, еще в 2006-м, я оказался в архитектурном отделе Дома книги, огромного книжного магазина на Невском проспекте в Санкт Петербурге, и к большому удивлению обнаружил, что тема, которая мне интересна, еще не задокументирована. Таким образом, "CCCP" началась как творческая возможность, пропуск, который требовалось заполнить.


Здание сельскохозяйственного техникума, построенное по проекту Валве Пормейстер в Янеде, Эстония. На заднем плане — обсерватория, в которой жил Урмас Сисаск. 2008 год © Фредерик Шобен

‘CCCP’
ЕЭС: В чем состоял ваш интерес, цель и послание при публикации этой книги?
ФШ: Мне с самого начала хотелось, чтобы книга обрела популярность. Я хотел, чтобы эта невероятная архитектура стала частью поп-культуры. Даже шуточное превращение кириллической аббревиатуры СССР в латиницу должно было повысить узнаваемость. Что касается самого процесса, то все вышло случайно. Обстоятельства подвели меня к созданию книги и к ее изданию в правильное время. Сначала в 2006 году мой друг Пол Смит, знаменитый британский дизайнер, дал мне возможность выставить мои архитектурные фотографии в его флагманском магазине в Токио. По чистой случайности среди многих тем был выбран именно Советский Союз. Спустя несколько недель молодой куратор из прогрессивной галереи искусства и архитектуры Storefront увидел мои работы в японском онлайн-журнале и предложил устроить показ в Нью-Йорке. Потом экспозиция отправилась в Чикаго и Лос-Анджелес, где ее посетил легендарный фотограф архитектуры Джулиус Шульман. Он взял постер выставки домой и повесил его в своей студии. Именно там Бенедикт Ташен, его постоянный издатель, увидел плакат и заинтересовался этим сюжетом. Позднее он навестил меня в Париже и предложил издать книгу. Это было в 2010 году. Стоит упомянуть, что все эти люди — выдающиеся специалисты каждый в своей сфере — сразу и по-настоящему очаровывались этой архитектурой.

 
Постер выставки в Лос-Анджелесе 2008 года. На постере — санаторий «Дружба» в Ялте © Фредерик Шобен

ЕЭС: Но книга не представляет эти космические сооружения как советскую архитектуру в целом, не так ли? Это направление — только часть советской архитектуры…
ФШ: Это последние 20 лет советской архитектуры — период расцвета перед концом эпохи, пробуждение энергии — проще говоря, перестройка. И моей целью было показать его лучшие образцы.
ЕЭС: Откуда такой интерес к странным, необычным, неординарным или маргинальным, отклоняющимся от нормы вещами?
ФШ: Я рос в ситуации смешения культур и контекстов. Родился в Камбодже, первые годы жизни провел в Малайзии, будучи французско-испанского происхождения, я учился в школе вместе с британскими детьми, у меня был учитель-индиец, китайские няни и повар. В пять лет я вместе с родителями исколесил Азию и Ближний Восток, а затем меня оставили жить в Европе у французских и испанских бабушек и дедушек, чей язык я тогда не понимал. Я всегда испытывал ностальгию по эмоциональным виражам моего детства, и мне кажется, в том числе из-за них дезориентированность стала необходимой для моего внутреннего равновесия. Кроме того, я рос, в буквальном смысле окруженный гигантской эклектичной библиотекой. Я был замкнутым ребенком и большую часть времени проводил за книгами, читая их в случайном порядке. Последующие годы я читал и фантазировал обо всем подряд. Возможно, поэтому у меня никогда не получалось придерживаться общепринятых версий, я всегда ищу что-нибудь в стороне от мейнстрима. Я повсюду ищу сложность, мне хочется предъявить ее и заострить парадоксальность. Эта склонность, наверное, сформировала необычный склад ума… Если попробовать ответить конкретнее: меня привлекала нестандартная архитектура, потому что я сам нестандартный человек. Это позволило мне посмотреть на советскую архитектуру несколько умозрительно и под неожиданным углом. Так я превратил коллекцию фотографий в концепцию.
ЕЭС: Внутри или вне исторического контекста?
ФШ: Я принимал в расчет исторический контекст, и тот, о котором мне рассказывали, и тот, который я видел своими глазами. Когда столько времени рассматриваешь эти здания, встречаешься с архитекторами, обсуждаешь тему исследования, то в любом случае приходишь к каким-то идеям. Начиная с самого первого интуитивного импульса и заканчивая изданием книги, весь процесс ее создания разворачивался как игра с предположениями. Я должен подчеркнуть, что я лично никогда не занимался модернизмом. Я не имел в виду эту концепцию. Стандартные, стандартизированные или типологизированные архитектурные формы меня не трогают. Я был ошеломлен этими диковинами позднего советского периода, потому что они не принадлежали к какой-то четко выраженной категории. Исследуя их историю, я понял, что решающую роль в формировании их идентичности играли обстоятельства, что упадок системы дал возможность возникновению новой стилистической выразительности, которая сломала шаблон. У Жоржа Брака есть один афоризм, который звучит примерно так: «Те, кто идут вперед, поворачиваются спиной к тем, кто следует за ними, и это единственное, чего их последователи заслуживают». Чтобы двигаться вперед, надо сойти с проторенной дорожки.


Советский плакат «Дружба на орбите»

Советская архитектура и мимикрия Запада
ЕЭС: Почему последователи вообще должны заботить художника?
ФШ: Если есть последователи — значит, есть успех. Бóльшую проблему представляют соперники. И, к сожалению, в современном мире последователи часто оказываются соперниками. Оскар Уайлд писал: «Будь собой. Прочие роли уже заняты». Но чтобы найти себя, сначала нужно быть кем-то другим. Такова цена. Невозможно избежать подражания. Мы все, так или иначе, последователи. Буквальной иллюстрацией этого является мода: люди, по большому счету, имитируют друг друга, чтобы казаться особенными. В действительности каждый ваш выбор — это результат вашего социального статуса или отражение правил субкультуры, к которой вы принадлежите. Следуя моде, вы покоряетесь ее законодателям, и таким образом становитесь жертвой миметического импульса. Вот, что значит быть последователем.
ЕЭС: Можем ли мы тогда сказать, что идея исследования архитектурной мимикрии, которой вы занимались в Cité d’architecture, возникла из вашего опыта в мире моды?
ФШ: Нет. Скорее, я пришел к ней через идеи Рене Жирара, которые относились не конкретно к архитектуре, а, скорее, психологии и межличностному поведению. И, поскольку я неплохо знал эту теорию, я заметил, что есть здания, которые выражают такое миметическое соперничество, жажду подражания, описанную Жираром. В его теории имитация — это динамический процесс, в котором человек или группа заимствуют и преобразуют то, что приходит извне, чтобы изменить себя или то, что они создают. Если мы прекратим фетишизировать индивидуальность и подумаем о человеке как о части целого, если мы рассмотрим группу людей как нечто большее чем сумму слагаемых, возможно, мы придем к пониманию, что то, что мы есть, то, во что мы верим и что думаем, — все это напрямую зависит от сетей, частью которых мы являемся. Нами движут наши связи. Этот акцент на коллективную динамику, приоритет в изучении структур и систем, а не личности, был в основе социальных наук с середины XX века. И работа Жирара развивает это направление. Он считал, что миметическое желание появляется первым в процессе взаимосвязи. Это первоначальный импульс. Как говорил Спиноза, ты хочешь чего-то не потому, что оно желанно, — оно желанно, потому что ты его хочешь. И Жирар добавляет, что, если ты этого хочешь, значит, на это тебе указывает твоя модель для подражания. Вот так желание оказывается треугольником, в котором ты и твой образец для подражания нацелены на один и тот же объект. Разумеется, чем ближе ты к этому образцу, тем вероятнее, что он станет твоим соперником. И этот паттерн довольно подвижный, чтобы стать взаимным — то, что Жирар называет «двойным посредничеством», в процессе которого оппоненты в итоге меняются ролями, отражая друг друга. «Для танго нужны двое», — сказал как-то Рональд Рейган, описывая отношения между Америкой и Советским Союзом. Что возвращает нас к изначальной теме.
Идеальным примером жираровской теории мимикрии, соперничества и желания, на мой взгляд, служит, то, как американский образ жизни оказал определенное влияние на советскую психику, советское мышление, начиная с конца пятидесятых. И, кажется, американцы сами стимулировали этот процесс. Они знали, как надо действовать.
ЕЭС: Как могли американцы реализовать эту идею оказания влияния на советское мышление? С какой целью?
ФШ: Они достигли успеха, выставляя напоказ американские достижения перед советскими гражданами. Они организовали несколько выставок в СССР, самыми важными из них были Американская национальная выставка 1959 года и Американская выставка архитектуры 1964 года. По описаниям Беатриз Коломина, это была откровенная пропаганда, организованная искусными гениями маркетинга в открытой атмосфере периода оттепели, последовавшей после смерти Сталина. Американцы рекламировали идеальный образ Западного мира. Они не только открывали богатство капитализма, но и проталкивали подразумеваемую идею «свободы выбора». К примеру, Пеннбейкер вспоминает в своем документальном фильме "Opening in Moscow", что, открывая для себя американскую абстрактную живопись, русские, пусть и неохотно, были впечатлены ее возможностями как альтернативного искусства. Они не осознавали, что у этой кажущейся свободы была другая сторона: чем больше свободы, как доказали Хоркхаймер и Адорно, тем меньше охраняются социальные права и справедливость. И все же, выставляя напоказ свою чрезмерную роскошь, американцы аккуратно скрывали структурные изъяны своего общества. С другой стороны, упрямое советское правительство в этой глупой игре продолжало верить в иллюзию, что можно позаимствовать немного роскоши и остаться непогрешимым. Что было совершенно легкомысленно.
Если посмотреть, как развивались эти отношения любви и ненависти на протяжении 30 лет, становится очевидно: отсутствие у советского правительства четкого направления, его неспособность или закрыть, или распахнуть двери, прокрастинация между критикой западного формализма и насаждением стандартного модернизма — все это малодушие привело только к замешательству. Когда ты слабее противника, с позиции голого прагматизма, лучше держать дистанцию. Вместо этого Советский Союз принял худшее решение и, по-видимому, очарованный, остановился где-то на полпути. Исходом этой советской нерешительности, колеблющейся между неприятием и восхищением, стало подавление. Творческому процессу не подходит атмосфера застоя. Творчество нуждается в подражании. Увы, единственной предложенной советским архитекторам перспективой была эта неоднозначная западная модель, лишь частично задокументированная и находящаяся в странах, в которые нельзя было ездить. Если прибавить к этому дефицит, вызванный разваливающейся экономикой, то единственным итогом могла быть только плохая имитация.
ЕЭС: Была ли у этого влечения к Западу какая-нибудь взаимность?
ФШ: В глобальном плане, думаю, нет. Но, собственно, вам должно быть известно, что Альдо Росси, будущая икона постмодернизма, был в СССР в 1955 году, когда местное правительство было на пороге принятия модернизма. Молодой итальянский студент обнаружил пышную сталинскую архитектуру, был глубоко впечатлен и позже написал в своем дневнике, что она вдохновила его и помогла ему найти свой выход из модернизма. Во-первых, я настаиваю, что имперская, нео-классическая сталинская архитектура, пусть и крайне эклектичная, была, возможно, самым своеобразным стилем советского периода. Но прежде всего, это утверждение Росси подчеркивает, что личность, не следующая за вещами популярными, часто ищет их полную противоположность. Открытие Альдо Росси становится обратно симметричным предшественником пути российской молодежи, которая позже будет очарована экзотикой Америки. И те, и другие перенимали противоположные ценности. Подобное «обратное подражание» типично в подростковой психологии. Чтобы отбросить правила, нужно найти семена свободы где-то в другом месте. В более широком масштабе, все революции начинаются с подобного импульса.
ЕЭС: Тогда советская космическая архитектура — еще одно проявление влияния запада на советский образ мышления?
ФШ: Она также отражает симбиотическое измерение соперничества. Запад и Восток обладали этой выразительной архитектурой, связанной с космическими достижениями того периода. Эстетика Эры космоса была духом времени, общим психическим биотопом. И все же есть разница: в СССР эти здания, по форме напоминающие застрявшие на земле космические корабли, по иронии судьбы находились в стране, которую, фактически, невозможно было покинуть. Сегодня они выглядят как фрейдистская мечта о побеге. Такой эскапизм многое говорит о том, как на архитектуру влияет коллективное сознание.


Макет терминала TWA в аэропорту Джона Кеннеди по проекту Ээро Сааринена. 1962 год


Спортивно-концертный комплекс в Ереване по проекту Артура Тарханяна, Спартака Хачикяна, Грачьи Погосяна и Гургена Мушегяна. 1984 год
Постсоветская политика и советская архитектура

ЕЭС: Каково общепринятое мнение исследователей советского архитектурного модернизма относительно происхождения этих космических форм? Как они относятся к западному влиянию на советскую архитектуру, как они его оценивают?
ФШ: Они признают, что запад повлиял на советскую архитектуру, но это влияние не считается аккультурацией. Самая распространенная точка зрения — коммунистический мир не отставал от западных стран и внес свой вклад в интернациональный стиль в ХХ веке. Спорным кажется отрицание, подразумеваемое в этом примирительном подходе. Точка зрения о глобальном обмене не принимает во внимание конфликт и идеологические противоречия, имевшие место на заднем плане.
ЕЭС: Как вам кажется, стоят ли какие-то политические мотивы за интересом исследователей к теме советской модернистской архитектуры?
ФШ: Да. Парадоксальным образом, мне кажется, что более или менее умышленно они размывают границы в попытке затушевать этот политический фон.
ЕЭС: Какой идеологии служат сегодня исследования и трактовка модернизма?
ФШ: Они нужны для того, чтобы преодолеть прошлое. Чем чаще вы определяете эту архитектуру как модернистскую, тем меньше она воспринимается коммунистической. Одно специфическое определение как бы исключает другое. Проще говоря, это попытка «озападнить» советскую архитектуру.
ЕЭС: Интерес международных исследователей к советскому модернизму и советскому наследию в целом появился сравнительно недавно. Как вы думаете, чем он обусловлен? Почему он так неожиданно возник?
ФШ: Не всегда очевидно, что люди имеют в виду, говоря о советском модернизме. Если взять, например, молодое поколение, более восприимчивое к визуальному ряду, то кажется, его завораживает запредельная суровость советского мира. Это своего рода увлечение СССР как «дистопией». Возможно для нового поколения советский модернизм — это «коллекция гротескных артефактов», как охарактеризовал один ироничный исследователь мою работу. И я признаю, что возможно, моя книга помогла привлечь внимание к оригинальному, необычному изводу этой архитектуры. С другой стороны, есть фундаменталисты, настоящие почитатели модернизма, которые произносят этот термин как мантру и продолжают пополнять подробнейший перечень советского стандартного модернизма. Это целая плеяда ученых, международных фондов и издательств, очевидно испытывающих ностальгию по этому периоду, воспринимаемому как кульминация эпохи. Удивительно, что все они как будто игнорируют или делают вид, что забыли, как резко самые влиятельные западные интеллектуалы прошлого века отвергали модернизм в теоретическом плане. Общим аргументом этих мыслителей было утверждение, что модернизация привела гуманистические устремления к социальному отчуждению. Это родовое пятно XX века.
Макс Вебер использовал понятие «железная клетка», чтобы подчеркнуть двойственность капиталистической системы, которая одновременно защищает и ограничивает своих граждан. Таким образом, оказалось, что модернизм идеально подходит для коммунистического тоталитарного режима. Эти стандартные, заимствованные из западных стран архитектура и урбанистика были точным попаданием в советские идеалы.


Правительственная трибуна по проекту Гизо Поцхишвили (1984 год) в Тбилиси, прозванная в народе «уши Андропова»

ЕЭС: Как жители этих стран реагировали на ваш интерес к этой космической модернистской архитектуре?
ФШ: Вначале я чувствовал, что мое восхищение не разделяют. Иногда местные жители и вовсе испытывали к этим зданиям отторжение. Личное восприятие всегда связано с определенной точкой зрения. На Кавказе и в Прибалтике люди отказывались от своего советского прошлого, а заодно и от архитектуры связанной с этой ушедшей эпохой. Как говорил Жан Нувель: «Архитектура — это окаменение периода культуры». А советская архитектура несла на себе черты этого режима. Но у меня как у иностранца, пришельца из другого мира не было предвзятости местного человека, меня просто привлекло то, что по моим стандартам выламывалось из масштаба, было странным и просто красивым. Мои ощущения были далеки от настроений местных жителей. Помните, как Михаил Саакашвили избавился от так называемых «Ушей Андропова» в Тбилиси. Он сделал это под предлогом того, что образ здания не выражал грузинскую идентичность, в то время как сам он заказал бесчисленное множество проектов Юргену Майеру и Массимилиано Фуксасу. Саакашвили беззастенчиво стер до основания дом, который был достоин статуса объекта наследия и охраны. Так он фиксировал политический сдвиг в архитектуре. С той поры Украина и несколько других государств прошли через схожий процесс «декоммунизации». В Литве, например, безразличие властей к ветшанию и разрушению уникального детского сада в вильнюсском районе Каролинискес, архитектор здания Викторас Холинас объясняет тем, что он русский и получил этот проект по распоряжению Москвы. Это символическое насилие удивительным образом напоминает советский образ действий и обращает нас к теории миметического подражания. Новые республики уничтожают свое прошлое таким же образом, как это делал в свое время Советский Союз. В СССР совершали то же самое: к примеру, снесли руины Кенигсбергского замка, чтобы построить Дом советов. Это еще раз подчеркивает, какую важную роль архитектура играет в укоренении идеологии.


Дом правосудия по проекту немецкого бюро J. Mayer H. und Partner в селе Местиа в Грузии, 2011-2012 гг. 

ЕЭС: Но что именно так вас впечатлило? Наверняка вы видели немало необычных, нестандартных зданий?
ФШ: Мне просто было любопытно, на каком языке эти здания говорят. Что они собой отражают. Их перекрестное влияние говорило о переходном периоде. Я чувствовал, что в этом процессе рождалась новая архитектурная смелость. Самые выдающиеся образцы — литовский санаторий в Друскининкае, Новгородский театр драмы имени Достоевского, Киевский крематорий и некоторые другие — напоминали мне об экспрессионизме более, чем о каком-либо другом стиле. Эти здания роднило очень личное видение, которое всегда сопутствует высоким духовным устремлениям. И, очевидно, что эта самобытность делала их чем-то большим, чем просто произведениями постмодернизма. Я уже рассказывал вам о своем интересе к процессу формирования идентичности, о том, как меня привлекают те, кому удается сломать стереотип — это и стало областью моего исследования. Мне понадобилось время, чтобы понять, откуда возникли эти формы.
ЕЭС: И каков ваш ответ, откуда они взялись?
ФШ: У них иногда неожиданное происхождение. Например, Тбилисский дворец бракосочетания, говорят, был построен под влиянием Ле Корбюзье. Цитируя Ницше: «Когда у тебя в руках молоток, ты повсюду видишь гвозди». Тут может быть похожая ситуация: влияние Ле Корбюзье среди модернистов повсюду, поэтому и здесь им мерещится именно он. Но если вы вспомните об авторе здания Викторе Джорбенадзе, эксцентричном архитекторе, большом ценителе поэзии, религии и коллекционного антиквариата, близком друге не менее эксцентричного Сергея Параджанова, то логичным образом вы начнете искать и кавказские корни. И найдете очень похожий объект, брата-близнеца Дворца бракосочетания — проект монумента, посвященного памяти 26 бакинских комиссаров, эскиз которого выполнен в конце 1920-х художником Георгием Якуловым. Этот проект кажется более вероятным источником вдохновения для Джорбенадзе.


Дворец бракосочетаний в Тбилиси, архитекторы — Виктор Джорбенадзе, Важа Орбеладзе © Фредерик Шобен


Проект мемориала памяти 26 бакинских комиссаров художника Георгий Якулов. 1923 год

ЕЭС: А как бы вы объяснили растущий интерес местных жителей к советскому архитектурному наследию, особенно среди молодого поколения?
ФШ: Это кинетический процесс. Необходимо время, чтобы пройти через чистилище истории. Предыдущее поколение было непосредственно вовлечено в процесс распада СССР и напрямую от этого пострадало. И вот теперь пришло новое поколение, люди, для которых СССР — это не часть жизненного опыта, а скорее, мифическое прошлое. Переосмыслению ценностей также способствует возросший интерес на Западе. Теперь, когда травма от распада Союза позади, новому поколению легче обращаться к прошлому. Меньше стыда, меньше пафоса, больше коллективного осмысления, которое помогает оценить историческое наследие заново.
ЕЭС: Как бы вы объяснили эту ностальгию по прошлому, выражающуюся в архитектурных вкусах?
ФШ: Нам всем необходимо опираться на тот или иной способ изложения событий. Архитектура — их лучший источник. Это ключ к пониманию того, во что верят местные жители. Я намеренно использую именно эту формулировку, а не слово «история», потому что история — феномен искусственный, а вот повествование — это то, на чем мы основываем наше коллективное восприятие. Например, процесс отъединения местных архитектурных школ от общего советского наследия. Эта недавняя тенденция, возникшая частично благодаря западным исследователям, привела к появлению новых понятий: например, теперь вам положено знать о существовании украинского и балтийского модернизма в бывших окраинных советских республиках. Смена риторики не только отрицает советскую принадлежность — тем самым она предлагает индульгенцию зданиям, произведениям искусства и бесчисленным архитекторам бывших республик, которые учились в советских вузах и получали госзаказы. Эта смена дискурса, благодаря ревизии фактов, позволяет изложить историю в более целесообразном ключе. На открытии моей выставки в Эстонском музее архитектуры в Таллине мне пришлось выслушать представителей местного академического сообщества, обвинявших меня в том, что я показывал эстонскую архитектуру на выставке под названием «СССР». Они подвергали сомнению связь между советской эстонской архитектурой и Советским Союзом. Дело тут не в ностальгии. Дело в выборе исторического нарратива, трактовки, которая наилучшим образом подходит к политическому контексту.


Санаторий в Друскининкае, Латвия. Архитекторы — Аушра и Ромуальдас Шилинскас. 1979 год

ЕЭС: Что для вас фотография: чисто художественная практика или нечто большее?
ФШ: Архитектурой я заинтересовался потому, что она связана с прошлым. Что бы вы ни запечатлели на фотографии, будет следом того, что уже исчезло. А фотография архитектуры — это след следа. Архитектура — это место, где обитают призраки, а фотография — призраки, застывшие н

Сказать спасибо
 
vitkit3Дата: Суббота, 16.01.2021, 20:22 | Сообщение # 3Случайные фото
администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 1064
Статус: Offline
ЕЭС: Что для вас фотография: чисто художественная практика или нечто большее?

ФШ: Архитектурой я заинтересовался потому, что она связана с прошлым. Что бы вы ни запечатлели на фотографии, будет следом того, что уже исчезло. А фотография архитектуры — это след следа. Архитектура — это место, где обитают призраки, а фотография — призраки, застывшие на мгновение. Объединяя их, вы пытаетесь восстановить, расшифровать палимпсест. И вы пытаетесь вызвать переживание.

ЕЭС:Пытались ли вы добавить этим космическим сооружениям больше выразительности на фотографиях?

ФШ: Нет никакой необходимости прибегать к каким-то техникам, чтобы сделать эти фотографии более выразительными или художественными. Эти здания говорят достаточно сами за себя. Моей главной целью было только сохранить настолько, насколько это возможно, естественный контекст, возвращая пасторальную, почти романтическую атмосферу, — для того, чтобы эти здания казались осколками другого времени. И кажется, мне это удалось. В 2012 я участвовал в коллективной выставке в Вильнюсе вместе с двумя архитекторами старше меня, которые в прошлом делали съемки по госзаказу. К своему удивлению я обнаружил, что мы сфотографировали одни и те же здания и очень похожим образом. Я снимал фотоаппаратом «Киев», который Антанас Суткус, один из двух архитекторов, подарил мне несколькими годами ранее. Это был мой первый фотоаппарат среднего формата. Позднее эти сходства привели к забавному недоразумению, когда я познакомился с одним человеком, который видел "CCCP". Он был убежден, что фотографии оттуда на самом деле винтажные, а фотограф уже умер. Так меня самого превратили в призрака!

Перевод с английского языка: Наста Агрба, Наида Абидова


Санаторий в Друскининкае, Латвия. Архитекторы — Аушра и Ромуальдас Шилинскас. 1979 год


Правительственная трибуна по проекту Гизо Поцхишвили (1984 год) в Тбилиси, прозванная в народе «уши Андропова»


Новгородский театр драмы им. Достоевского, архитектор — Владимир Сомов. 1987 год


Новгородский театр драмы им. Достоевского, архитектор — Владимир Сомов. 1987 год


Детский сад в вильнюсском районе Каролинискес, архитектор — Викторас Холинас. 1988 год


Детский сад в вильнюсском районе Каролинискес, архитектор — Викторас Холинас. 1988 год

Сказать спасибо
 
vitkit3Дата: Суббота, 16.01.2021, 21:32 | Сообщение # 4Случайные фото
администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 1064
Статус: Offline
Фредерик Шобен. СССР. Фотографии советских космических сооруженийФредерик Шобен. СССР. Фотографии советских космических сооружений/ Frédéric Chaubin: СССР. Cosmic Communist Constructions Photographed

Эту книгу я обнаружил случайно: в одном из книжных магазинов Амстердама на полке уцененных книг мне буквально бросилась в глаза обложка с фотографией до рези в глазах знакомого здания санатория Дружба в Ялте, очень контрастирующего с разложенными здесь же альбомами Ван Гога и Рембрандта.

Я купил ее, с интересом прочитал введение и пересмотрел фотографии серых, иногда полуразрушенных строений позднесоветской эпохи, очень необычных, «космических». Получалось так, что вот он – на расстоянии вытянутой руки целый пласт то ли забытой, то ли ненужной, но по любым критериям уникальной культуры.

Для автора альбома знакомство с позднесоветской архитектурой тоже было случайностью: в 2003 году в Тбилиси, готовясь к интервью с Шеварднадзе, он купил запылившуюся книжку, посвященную 80-летию грузинской советской архитектуры. Некоторые сооружения его впечатлили, и вот в течение 7-8 лет методично, с помощью журнала «Архитектура СССР» и таких сборников, как «Архитектура Советской Армении», автор собрал коллекцию самых замечательных, на его взгляд, «космических» зданий. Он много путешествовал по странам б. СССР и много фотографировал.
Собранную коллекцию архитектурных диковинок автор называет «эстетическими аутсайдерами в океане серого». Океан серого – это мейнстримная советская архитектура, еще шире – вся советская эстетика.

«Комплексный ответ на распад СССР привел к амнезии, к отрицанию, с которым относятся к годам дезинтеграции СССР (примерно с 1974 по 1991). Отсюда это странное чистилище, в котором плавают эти объекты: по времени они к нам слишком близки, и они как бы вне времени. Эти мысли привели меня к заключению, что история не пишет сама себя. Мы должны изобретать ее, рискуя делать ошибки. Мы должны воображать ее», - по-моему, это замечательные слова и вообще введение заслуживает того, чтобы его перевели на русский.

Но вернемся к архитектуре. Выбор некоторых сооружений удивителен. Скажем, неплохо зная Днепр (в прошлом Днепропетровск), я мог представить, что в архитектурный сборник попадет, скажем, здание цирка. Но мне и в голову не могло прийти, что туда попадут ресторан «Поплавок» или летний театр в Чкаловском парке (сейчас парке Глобы).



Поскольку СССР был атеистическим государством, особое значение приобретали некоторые общественные ритуалы, связанные с циклом рождения и смерти. Отсюда такое внимание к дворцам бракосочетаний и крематориям в последние годы советской власти. В сборнике представлено несколько таких строений, из которых Дворец Бракосочетаний в Тбилиси и крематорий в Киеве – безусловные шедевры.



В отдельных республиках архитекторы пытались придавать сооружениям некоторые национальные черты, особенно в Таджикистане, Узбекистане, Грузии, Армении, Литве и Эстонии. Скажем, концертный зал в Душанбе – это сейсмостойкое массивное сооружение, выполненное в форме гигантской юрты.



Но иначе дело обстояло в славянских республиках. В книге много фотографий, сделанных в Украине. Это удивительные здания, но ни об одном из них нельзя сказать, что архитекторы как-то пытались «украинизировать» их. Поэтому выражение «грузинская советская архитектура, вероятно, имеет смысл, но выражение «украинская советская архитектура» лишено смысла.

Относительно немного фотографий сделано в России, но зато в российской секции есть уникальное здание обкома в Ярославле. Оно уникально, как минимум, по двум критериям – это единственное партийное здание, попавшее в сборник, и этому строгому партийному зданию, сооруженному по соседству с церковью Ильи Пророка (XVIIв.), архитекторы попытались придать некоторые национальные черты. В результате получилась занимательная эклектика: церковь и обком.

Еще один «шедевр» из России – гигантский антропоморфный Дом Советов в Калининграде, построенный на месте Кенигсбергской крепости. Похоже, это здание ожидает судьба «ушей Андропова», тем более, что построено оно с большими конструктивными недостатками, которые делают эксплуатацию сооружения невозможной.

Тема «комическое в архитектуре» в сборнике не раскрыта, хотя калининградский Дом Советов, тбилисские «Уши Андропова» и ярославский обком дают поводы для смеха.



"Уши Андропова" в Тбилиси

Отдельная тема – здания цирков, детских кукольных театров и дворцов пионеров. Примерно 10% сооружений, представленных в сборнике – это цирки: в Бишкеке, Казани, Днепре, Душанбе, Москве, Ташкенте, Кишиневе, - все они построены в форме больших летающих тарелок. Словно целая армада инопланетных космических кораблей приземлилась на бескрайних просторах «шестой части суши».



Однако у меня осталось 2 вопроса, на которые я в книге не нашел ответов. Любопытно, что советскую космическую архитектуру автор связывает, помимо всего прочего, с традицией художников-парадаксолистов Эшера и де Кирико. Один из людей, работавших над гидротерапевтическим комплексом в Друскининкай, признавался автору сборника, что комплекс – это дань памяти Гауди. 1. Отсюда вопрос, было ли это западное влияние доминирующим или же советский космизм – уникальное слово в архитектуре?

И второй вопрос: можно ли считать постсоветские архитектурные проекты продолжением позднесоветского космизма? Скажем, современная Астана – это продолжение традиций советских архитекторов-космистов или подражание Дубаю?

Разумеется, ни местные жители, ни туристы не распознают достопримечательностей в советской космической архитектуре, за редким исключением. В Ереване вам никто не скажет, что кинотеатр «Россия» - это архитектурный шедевр, в Киеве не предложат осмотреть Институт научно-технической экспертизы (в форме летающей тарелки). Наоборот, над вами, скорее посмеются, если вы будете восхищаться такими проектами. Тем более что сейчас они находятся не в лучшем техническом состоянии. Поэтому есть вероятность, что эти здания будут либо медленно разрушаться, как, например, Дом Скорби в Каунасе, или целенаправленно уничтожаться, как знаменитые «Уши Андропова» в Тбилиси, снесенные по распоряжению Саакашвили в 2005г.
Но может случиться иначе – в какой-то момент эти здания снова войдут в моду, их отреставрируют и на осмотр этих динозавров будут водить толпы зевающих туристов.

Сказать спасибо
 
vitkit3Дата: Суббота, 16.01.2021, 21:55 | Сообщение # 5Случайные фото
администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 1064
Статус: Offline


Несмотря на то, что в СССР был курс на максимальную простоту и рациональность в быту, культурную часть жизни компартия развивала именно за счёт архитектурного разнообразия.
ЗАГСы, санатории, цирки и крематории, научные базы и государственные кабинеты возводили для того, чтобы те впечатляли размахом и притягивали декором.
После развала сверхдержавы политикам было не до красоты, и потому выжили только самые популярные здания. Большинство в лучшем случае попытались отремонтировать самым дешёвым ремонтом, в худшем – оставили разлагаться или снесли.
В 2003 году французский журналист и фотограф Фредерик Шобэн (Frédéric Chaubin) случайно наткнулся на такие в Грузии, а затем начал распутывать эту историю.


Дворец торжественных обрядов в Тбилиси, Грузия, 2003 год

За 7 лет он отснял больше 90 брутальных, но в то же время изящных структур. А в 2011 году выпустил книгу «CCCP» с фотографиями зданий из 13 стран бывшего Союза.
Сборник расшифровывается как Cosmic Communist Constructions Photographed или «Фотографии советских космических сооружений».
С космосом постройки связаны не прямо, а только визуально, на уровне ассоциаций и близостью с периодом космической гонки в 1970-х годах. Почти все здания с фото служили для других целей.



В книгу попали самые невероятные структуры, которые плохо вяжутся со всеобщими представлениями о «панельных» городах СССР и государственной инициативе об устранении излишеств в строительстве.
Одни сооружения фотограф нашёл, хотя слышал, что их уничтожили. Другие снесли сразу после того, как Фредерик Шобэн сделал снимки.
Посмотрите на некоторые из них. Эти здания стали памятником того, как натура художника найдёт выход даже в месте, где индивидуализм был вне закона.

Так выглядят 15 странных конструкций СССР

1.

Здание
 коммерческого Банка Грузии, Тбилиси, Грузия, 2003 год. Изначально его строили для Министерства автомобильных дорог

2.

Дворец бракосочетания в Бишкеке, Кыргызстан

3.
Спортивно-концертный комплекс в Ереване, Армения

4.
Кафе Поплавок, Днепр, Украина,1976. До сих пор работает

5.
15-й корпус Белорусского национального политехнического университета. Минск, Республика Беларусь

6.

Недостроенный отель Аманауз на горнолыжном курорте Домбая, Россия, 2009 год

7.

Лаборатория Института робототехники и технической кибернетики. Санкт-Петербург, Россия, 2010 год. Это функционирующее здание, а не монумент

8.

Кишинёвский государственный цирк. Кишенёв, Молдова.

9, 10.

Слева неоткрывшийся крематорий в Киеве, Украина. Справа лечебница в Друскининкае, Литва. О второй подробнее ниже

11.

Дворец детей и юношества. Днепр, Украина. До сих активен

12.

Бывший Дом отдыха Совета министров ЭССР. Сейчас это отель Villa Andropoff. Пярну, Эстония

13.

Заброшенный Музей археологии в Дигоми. Тбилиси, Грузия

14.

Детский сад русского архитектора Виктораса Холинаса, Вильнюс, Литва


Тот же сад. Его больше нет – снесли, когда комплекс забросили после развала

15.
 
Палеонтологический институт имени А. А. Борисяка РАН
. Тёплый стан, Москва, Россия

Книга стала сенсацией, потому что такую архитектуру не ждали от СССРУ фотографов принято романтизировать атмосферу упадка, который настиг страны постсоветского пространства. Сухие панельные дома, заржавевшие парки, покинутые санатории и люди, обречённые жить на грани крестьянской бедности.
Однако мало кто обращал внимание на редкие, но особые здания. Даже сами жители советских стран. Для многих из них наследство СССР выглядит привычным и скучным.


«Тарелка на Лыбедской», которая была театром в здании института, а теперь из неё делают развлекательный комплекс. В 2020 году внесли в реестр культурного наследия. Киев, Украина

Поэтому, когда фотограф интересовался происхождением или просто пытался заснять такие сооружения, местные удивлялись, что в них видят что-то особенное.
Как рассказывает Шобэн, жители считают, что в их городах на таких домах просто странные бесполезные украшательства, единственные в своём роде. Якобы других больше нигде не было, и это не может быть частью чего-то большего.
Частично такое разнообразие стилей и количество декора можно объяснить тем, что почти все здания из подборки заложили с 1970-е по 1990-е годы. В это время стальная хватка единого курса постепенно начала слабеть. Чем дальше от Москвы, тем больше свободы росло в регионах.

Многие здания сносят или уродуют


Дом советов в Калининграде, Россия. Скоро его снесут

Из-за того, что больше не существует общества, для которого строилось большинство домов, их забросили или испортили.
Детские сады пустеют, научные институты плохо финансируют, а некоторые места собираются сносить, даже не открыв.




Снос детского сада в Вильнюсе

Брутальный Дом советов в Калининграде начали строить в 1970 году, но из-за мягкого грунта и проблем в финансировании из-за Перестройки в 1980-х годах здание закончили на 95% и забросили.
В 2005 году Калининграду исполнилось 750 лет, в честь этого Дом советов покрасили и вставили в него окна, но не ввели в эксплуатацию. Здание простояло так ещё 15 лет, а теперь его решили снести в 2021 году.


Лечебница в Друскининкае, Литва




Теперь она стала аквапарком, покрытым вентилируемым фасадом из плитки



Но иногда здания устраивают под современные нужды с максимальной экономией. Это, например, случилось с физиотерапевтической лечебницей в литовском Друскининкае. Сейчас его превратили в аквапарк.
Здание пережило развал, но былой шарм изящных линий и эстетику чистых фасадов перекрыли дешёвой плиткой, застроили пластиковыми трубами для спуска. Теперь бывшую лечебницу почти невозможно узнать на современных фото.
В итоге фотограф напомнил, как важно хранить старую архитектуру


Морской вокзал, Санкт-Петербург

Истории выше случились с большей частью построек прошлого. Некоторые, вроде ЗАГСов, по сей день используют почти нетронутыми, потому что институт брака не пострадал.
В некоторых городах остались работать точки развлечения, вроде кафе Поплавок или цирка в Кишенёве.
Но санатории, научные комплексы и политические «дворцы» увядают.


Пансионат «Курпаты» в Ялте, сейчас работает

И пусть здания были важной частью повестки времён СССР, Шобэн замечает, что активисты сейчас предлагают сохранить их.
Они считают, что важно оставить неоднозначное наследие, а не стирать яркие элементы бурной истории государства, которое уже исчезло. Как минимум потому что большинство зданий утратило свою первоначальную суть.

В России тираж книги с фотографии почти раскупили, и можно найти остатки в разных магазинах по цене около 5000 рублей. Но в Amazon она всё ещё продаётся, и вместе с доставкой полуится приблизительно та же цена.
За работами фотографа вы также можете следить в его Instagram и на Behance.

Сказать спасибо
 
vitkit3Дата: Воскресенье, 17.01.2021, 16:14 | Сообщение # 6Случайные фото
администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 1064
Статус: Offline

Санаторий «Дружба» в Ялте, Украина, 2006 год


Дача Брежнева в Паланге, Литва, 2004 год


Дача Президиума Верховного Совета СССР на озере Севан, Армения, 2007 год


Памятник героям Баш-Апаранского сражения, Армения, 2007 год


Крематорий и Парк памяти в Киеве, 2004 год


Российское посольство на Кубе, 2009 год


Академия наук в Москве, 2009 год


Дворец бракосочетания в Вильнюсе, Литва, 2010 год


Кинотеатр «Россия» в Ереване, Армения, 2007 год


Дом Советов в Калининграде, 2005 год


Дворец бракосочетания в Бишкеке, Кыргызстан, 2010 год


Lenin memorial in Tashkent, Uzbekistan, arch. Y. Rozanov, 1970


Rusakov Workers' Club, Moscow / Konstantin Melnikov (1929)


Институт информации в Киеве, 2008 год


Арка дружбы народов в Киеве, 2010 год


Санаторий «Дружба» в Ялте, Украина, 2006 год


Дача Брежнева в Паланге, Литва, 2004 год


Дача Президиума Верховного Совета СССР на озере Севан, Армения, 2007 год

Из публикации Frederic Chaubin, "CCCP"

Сказать спасибо
 
Форум » Архитектура » Архитектура, которую стоит посмотреть » Фредерик Шобен. СССР (Фотографии космических коммунистических конструкций)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Мини-Чат
Меню
Пожертвовать проекту «Дизайн всего»Убрать рекламу на сайтеНовые материалы и комментарииЗащита передачи информации от постороннего вмешательства«Дизайн всего» работает с 28.08.2009Сделать бесплатный сайт с uCoz Copyright MyCorp © 2024