Николай Плескунас
Достояние «Республики»
О выставках А. Потапова «СССР-Россия», Ф. Крушельницкого «Большая распродажа» и К. Ерёменко «Мандат эпохи» в «Республике ИЗО»
Увлекательная вещь — противостояние, как бы оно ни выражалось и против чего не было бы направлено. Не допустить истребления дальневосточных вислоухих тушканов, вставить английской королеве булавку в нос — любая борьба благородна, любой протест прекрасен. Работы трёх художников, представленные в «Республике ИЗО» - А. Потапова, Ф. Крушельницкого и К. Ерёменко — тому подтверждение. Причина для противостояния выбрана довольно классическая — это конфликт гражданина и государства, в котором ему довелось жить. Естественно, восприятие, характер и манера выражения конфликта у каждого автора своя.
Графика Фёдора Крушельницкого — это тонкий и интеллектуальный отпечаток эпохи, созданный со своеобразным чувством юмора. Это такой лёгкий, но ощутимый щелчок по носу посредством выведения пародоксальных в своей правдивости формул: «в СССР секса НЕТ — фигурное катание ЕСТЬ»; «тот кто не видел как солнце восходит — тот жизни не бачив» — и, как иллюстрация к этому — делегация доярок, очевидно, наблюдающая в своих чёрных очочках взрыв атомной бомбы. Ну а графический лист с изображением Михал Сергеича, чьё знаменитое родимое пятно разрослось до размеров возглавляемой им державы, как раз послужил названием к экспозиции художника — «Большая и малая распродажа Родины».
Художник Александр Потапов известен большинству зрителей своим «политическим лубком», но работы, собранные в «Республике», носят, в основном, другой характер. Я бы сказал «мутные хроники времени». Вот какое-то туловище, уцепившее шпалу/балку — может, это вообще неодушевлённый манекен? Кучка чумных рабочих, сверкающих пустыми глазницами, с лопатами и мотыгами наперевес — непонятно, чего от них ждать — пятилетки за два года, или скорой и безжалостной расправы? Сталевар, бережно несущий подносик с пищей в обеденный перерыв; всё, что нужно ему, на этом подносике — необходимое количество калорий для поддержания страшной и торжественной жизни. Эти работы Потапова ассоциируются у меня с фильмом «Обитель Зла», правда, здесь полнейшая сумятица: в кого стрелять? Где свои, а где чужие? Кто зомби, а кто простой советский человек?.. Недавно я прочёл статью советского критика Абрама Эфроса, где он, в частности, удивляется творчеству Павла Филонова: «Это — экспрессионизм чистейшего образца. Он понятен только создателю, но герметически заперт для всякого другого». Просто я вспомнил Филонова, увидев картину Потапова «Октябрь» — что-то, мне кажется, есть родственное. Да простит меня Александр Никитович — он для меня на сей момент «герметически заперт».
Константин Ерёменко, молодой новосибирский творец, вот так объяснил происхождение цикла своих работ, составивших выставку: «Так сложилось, что я застал, возможно, самый жалкий и упаднический период в истории Страны Советов. Возникла идея художественно попаразитировать на этом…». Что ж. Чем бы художник ни тешился — лишь бы чем-нибудь тешился. Пузырящийся Брежнев на розовом фоне — такая смесь Уорхола с Комаром и Меламидом. Мы поняли и прикольнулись.
А что самое прикольное — в необъятных залах «Республики», среди трёх вышеперечисленных героев, затаился настоящий партизан от искусства — Андрон. Затаился как-то так ненавязчиво, но своевременно. А у нас всегда так. В этом и сила наша, какие бы катаклизмы не происходили. И понимайте как хотите.
Н. Плескунас
Барнаул, 8 декабря 2012
Александр Потапов
Фёдор Крушельницкий
Фрагменты экспозиций выставок
Фёдор Крушельницкий
Константин Ерёменко
|