Фото Виталия Коньшина.
Николай Плескунас
Обыкновенное чудо Алексея Чеканова
Пытаясь описать жизнь и творчество Алексея Чеканова с помощью слов понимаешь, что сделать это совсем непросто. Хочется прибегнуть к более уместным в этом случае выразительным средствам: напиться чего-нибудь крепкоалкогольного, начать корчить рожи ни в чем не повинному алоэ на подоконнике, станцевать огненную джигу и, безумно хохоча, вылететь в окошко; долетев до твердой поверхности, травмировать ей заусенчик на мизинце левой руки, шумно вздохнуть, отряхнуться, оглядеться по сторонам, вернуться в жилище и успокоить расшатанные нервы нежного алоэ выпалыванием произрастающих близ него сорнячков и дальнейшим релаксирующим поливом растения…
Что касается голых фактов, то тут можно, конечно, подобрать немногочисленные скудные слова. Известно, что Алексей Чеканов начинал с создания в 1986 г. художественного объединения «Тихая мансарда». Чуть позже в соавторстве с Вадимом Климовым и Юрием Эсауленко занимался выпуском самиздатского журнала «Графика». Специальному обучению не подвергался. В творчестве считает главным — положительный заряд, который возникает между зрителем и работой. Это и есть, по его мнению, критерий качества созданного произведения. Легко преодолевает сопротивление любого материала. Чеканова любят животные и дети. Он — овсяную кашу, яблоки, живопись Альбера Марке и считает, что все только начинается.
Творчество Чеканова обескураживает своей яркой, беззастенчивой, как у ребенка, откровенной доступностью изображаемого. Однако эта доступность — не та изощренная примитивность изображения, радующая пытливые умы в картинах примитивистов, и не та, которой примитивисты подражают как образцу и которая является следствием глубокого благодатного знания о своем незнании жизни. Ибо автор не прячет за простотой хитрых умыслов и не источает житейской мудрости. Творимое Чекановым чрезвычайно просто и совершенно непостижимо при этом, как восход и закат солнца, как страшная гроза, внезапно начинающаяся средь бела дня и так же внезапно кончающаяся, как радостный заливистый смех малыша, метко попадающего вам в голову чем - нибудь увесистым. Поэтому у увидевшего работы Чеканова только два пути: понять и полюбить их сразу, окунуться в них с головой и пятками — как в жизнь — и в надежде не вынырнуть. Или…
Алексей Чеканов. Aloe
|