Николай Плескунас и Павел Бежацкий на открытии выставки «1+1=3»
Фото: Марина Епифанцева
Николай Плескунас
О выставке картин в галерее «Турина гора» 4 октября 2011 года
4 октября в выставочном зале художественного салона «Турина Гора» открылась выставка современного искусства художника Павла Бежацкого под интригующим названием «1+1=3». Бежацкий, большой любитель и ценитель кинематографа, ссылается на оригинальную теорию С. Эйзенштейна, согласно которой содержание одного фрагмента плюс содержание второго фрагмента (кадра) рождает образное обобщение, третье значение, но не на экране, а в сознании зрителя. Эту формулу художник применяет и к своим картинам.
Выставка Бежацкого станет приятным или неприятным сюрпризом для людей, случайно на неё зашедших, но, в основном, она предназначена для тех, кто хорошо осведомлён о прошлом и настоящем положении вещей в мире современного искусства. Почему-то, при знакомстве с работами павловского мастера, мне сразу вспоминаются слова русской народной песни «Любо»: «Любо братцы, любо, любо братцы жить, в танковой бригаде не приходится тужить/Вы меня простите – я им говорю – в следующей атаке обязательно сгорю!». Так, Бежацкий, отчаянно силясь разорвать оковы беспросветного постмодернизма, прочно сковавшие современное искусство, наполняет свои картины неожиданной в этих обстоятельствах и оттого какой-то потусторонней духовностью, глубоким смыслом. Опираясь на наследие раннего и зрелого авангарда 1905-30х годов, развившегося в своё время в Париже, Мюнхене, Берлине и Москве, а также на более поздние явления в искусстве – абстрактный экспрессионизм, поп-арт, ташизм, оп-арт и т. д. – Бежацкий обращается к русской иконописи, традиционным русским орнаментам. Техника работ Бежацкого чрезвычайно сложна: от 7 до 30 слоёв красочных составов наносятся на гладкую деревянную поверхность, далее следуют процессы выскабливания, шлифования, тщательного полирования, также художник использует многочисленные подручные средства, смело экспериментирует с рельефом картин.
Павел Бежацкий – художник сложный, думающий, ищущий, готовый войти в прямой и откровенный диалог со зрителем. Живя и творя в кипучие и бурливые времена каждодневного армагеддона, времена бездушных цифровых технологий и, кажется, победившего «пластмассового» мира, он остаётся художником картины, мазка, арабески, геометрической знаковой конфигурации, логически не объяснимой импровизации, хорошего музейного вкуса.
Что ждёт современное искусство? Что делать с живописью? Нужна ли она людям? Может ли она решить те проблемы и преодолеть те трудности, которые её обуревают? Возможно, вы сможете ответить на эти непростые вопросы, посетив выставку Павла Бежацкого.
Н. Плескунас
Открытие выставки. Фото: Марина Епифанцева
|