ДИЗАЙН ВСЕГО— это жизнь, ориентированная на вопрос: «Где я нахожусь?» Давайте различать то, что должно быть интересно, от того, что интересно на самом деле.
Лариса Леонова. Опыт переживаний. Отзыв о книге «Рисунки Людмилы Кульгачёвой»
Лариса Леонова
Опыт переживаний
Людмила Кульгачёва. Беременная. Бумага, тушь. 30х21. 1978
Художник, в руках которого не кисть или карандаш, а ручка, явление само по себе нечастое, а художник, пишущий не мемуары, а обратившийся к животрепещущим проблемам творчества, - еще более удивительное и редкостное. Поэтому, когда ко мне обратилась модельер, рисовальщик и живописец Людмила Кульгачёва с просьбой написать рецензию на книгу "Рисунки Людмилы Кульгачёвой", я отнеслась к этой идее осторожно.
Но пройти мимо такого неожиданного факта в творческой биографии одного из наших художников я, конечно же, не могла. С чем-то я согласилась после прочтения, с чем-то нет, но одно могу сказать точно: эта книга меня задела.
За последнее десятилетие-полтора многое изменилось в искусстве, как, собственно, и во всей нашей жизни. Процессы, происходящие в обществе и российской культуре, неоднозначны. Кое-что вызывает сильное неприятие. Мы стали предпочитать проблемному искусству понятное и незатейливое, настоящей литературе - "транспортное чтиво", серьезной музыке -"попсу", театру - телевидение, а богатый, образный русский язык заменили в нашей речи расхожими рекламными слоганами. В сфере изобразительного искусства многие виды и жанры перестали привлекать художников потому, что на них нет спроса у так называемых потребителей. На выставках со стендов на нас смотрят в основном живописные пейзажи, а иногда и просто раскрашенные картинки, изредка увидишь скульптуру, редко - офорт и почти никогда - рисунок.
Из некогда самоценного вида живое рисование превратилось во вспомогательный жанр, утратив свое обаяние сначала для эстетически не очень грамотного зрителя, а затем и для художников.
Ушел из жизни Василий Рублёв, с чьим именем связано целое поколение художников на Алтае, и с ним из нашего искусства, думалось мне, ушла и культура импровизационного рисования.
Не без труда преодолев первые страницы вступительной статьи, посвященной философским размышлениям о творчестве Людмилы Кульгачёвой, я с удивлением обнаружила, что чтение доставляет мне удовольствие, а рисунки служат продолжением мысли, облаченной в иную - не словесную, а изобразительную форму. Мне потребовалось совсем немного времени, чтобы определить: эта книга рассчитана на "взрослых" детей - людей, которые не утратили в своей душе искру творчества, способность нестандартно воспринимать мир, уметь удивляться и увлекаться тайнами и пытаться что-то в этой жизни сделать, не оглядываясь на мнение "большинства", ориентированного только на потребление.
Эта книга о том, как уже взрослый, сформировавшийся человек нашел свой путь к творчеству, а затем и свою нишу в современном искусстве, преодолев внутренние барьеры, хотя не без помощи другого - в данном случае Василия Рублёва.
Пусть чужой опыт редко помогает, но он хотя бы дает возможность почувствовать, что ты не одинок в своих поисках, что и другим всё дается непросто, не само по себе от Бога, а требует открытой души и огромных усилий.
И вряд ли кто пойдет именно этим путем, но что ценно в этой книге, на мой взгляд, - так это открытость и по-детски непосредственный рассказ о тех минутах экстаза, и наоборот, неудачах, связанных с величайшими минутами откровения, полученными в процессе рисования. То, как художница пыталась разобраться в процессах творчества, механизмах его действия, восприятия натуры и через неё - передачи и ощущения пространства - уже этот опыт не просто умозрительного, но чувственного восприятия пространства и человека в нём интересен и необычен.
Художница доступным языком рассказывает читателям максимально просто о сложном. Нужно обладать определенной смелостью, чтобы вот так откровенно рассказывать о тех проблемах и "страхах", которые терзали рисовальщицу, и о том, каким способом ей удалось разрешить внутренние психологические задачи. В своем творчестве ей удалось сначала развести, а потом соединить на другом уровне реальности дилемму между тем, что и как видит художник, и тем, что принято считать "правильным".
Импонирует мне и то, что Людмила признает самобытность не как самоцель, но как один из критериев творчества. Она подходит к процессу рисования каждый раз как к открытию нового, ранее неведомого, и пытается поделиться своими открытиями с нами.
Интересна и компоновка книги. Она небесспорна, но оригинальна и привлекательна. Кроме авторского эссе в книге представлена подборка высказываний других людей, посещавших занятия в студии Рублёва, - о творчестве самой художницы и об их общем учителе. Автор каждой реплики имел возможность выбрать наиболее характерные для Кульгачёвой, на его взгляд, рисунки и проиллюстрировать свои высказывания. Благодаря этому интересно было проследить, что же они почерпнули для себя в мастерской Рублёва и какой им видится автор данной книги. Лейтмотивом всего творчества Людмилы является автопортрет - как один из способов самопознания своего внутреннего "эго".
В целом же автор книги пытается оживить интерес к такому незаслуженно забытому жанру, как живое рисование, которое как ничто другое заставляет мысль художника обнажаться и работать активно, импровизационно - чему, как я понимаю, и учил своих учеников Василий Рублёв, и что является одним из критериев творчества самой Людмилы Кульгачёвой.
«Дизайн всего» — некомерческий проект. Когда вы ни за что не обязаны платить, в самый раз проверить работоспособность принципа: «Плати, если хочешь и сколько хочешь» («Pay what you want»).
Донат (англ. donation - пожертвование) на поддержку проекта «Дизайн всего» вы можете сделать по номеру телефона с пометкой «Дизайн всего». Инструкция: как бесплатно переводить деньги по номеру телефона, для тех, кому инструкция требуется. Виталий Коньшин, тел. +79059258467. Или на карту Сбербанка 2202 2062 0662 9938. Не забудьте поставить пометку «Дизайн всего».