ДИЗАЙН ВСЕГО— это жизнь, ориентированная на вопрос: «Где я нахожусь?» Давайте различать то, что должно быть интересно, от того, что интересно на самом деле.
Людмила Сидоренко. Отзыв на проект издания «Рисунки Людмилы Кульгачёвой»
Людмила Сидоренко
Отзыв на проект издания "Рисунки Людмилы Кульгачёвой"
Людмила Кульгачёва. Волшебный кустик. Иллюстрация к сказке Ирины Цхай «Волшебный кустик и его друзья». Бумага, фломастер
Для меня, первая сигнальная реакция при упоминании о рисунках Кульгачевой - два желтоватых почти необъятного формата листа оберточной бумаги с незабываемыми образами - крутым трепетным "дорофеевским" бедром и "Васей с дудочкой"...
Я влюбилась во Время, отстоящее от Сегодня на более чем два десятилетия, Время Студии Свободного Рисования и Свободного Духа, Время, связавшее всех авторов настоящего сборника.
Прочитав взахлеб все, что "прожили" и пережили авторы, отбирая рисунки и доверяя бумаге свои мысли, не хочу подвергнуть анализу то, что сделано (слишком у нас неравнозначна степень погружения в "материал"). Позволю себе лишь высказать мысли по поводу будущего издания.
Замысел книги, конечно, раскрывается в готовом полиграфическом издании. Но ее идея, ритм, темп череды маленьких и нешуточного размера эссе и графических рисунков ясны даже в проекте. Обычно "строительство" книги идет двумя путями. В первом случае, в основе издания Слово, а иллюстративные образы дополняют, сопровождают Содержание. Во втором (пример художественных альбомов), Слово - комментарий или дополнение к сути Образов.
Особенность будущей книги - Единство Слова и Образа, их соподчиненность друг другу, рождающая "вещь" синтетическую - Книгу-Зрелище, Книгу-Образ Времени (поэтому, на мой взгляд, нелогичным выглядит "приложение", оно нарушает Единство риторическо-графической композиции... При необходимости часть работ лучше ввести в книгу распашными иллюстрациями).
Ценность этого издания, на наш взгляд и в том, что от работы над сборником "Город", через опыт "Рисунков... " Людмила Кульгачёва идет к новой работе с Книгой, новому творческому порогу. И, думаю, не случаен ее выбор соавтора - писателя и художника акциониста Даниила Хармса. Дерзостная энергетика, свобода и естественность, неприятие штампа - все это объединит Слово и Образ в Новую Книгу.
Этот сборник составили мысли и чувства шестнадцати человек, разных по возрасту, профессии, отношению к миру и даже автору рисунков, рисунков, которые объединили всех в единый проект - Книгу.
Прочтя ее, я вернулась к отдельным фрагментам разных авторов (одни представлены аналитически-философскими заметками, другие - афористическими эссе...) и почувствовала, что, не смотря, на различия, их многое объединяет: глубина взгляда на Природу Творчества, то что все прошли путь постижения и отражения формы (кто в Слове, а большинство - средствами изобразительного искусства), многие преодолели соблазны универсальных критериев на пути к мастерству...
Но главное, что их объединяет - особенное Время - время «Вась-студии», когда в регламентирующем художника тоталитарном мире, в особом Месте и особом Времени существовал "оазис духовности и свободы творчества» который М. Кульгачёв обозначил как "духовное пристанище"). Студия Рублёва - Путь к себе самой (к самому себе).
Вся Книга кажется мне ожерельем, звенья которого (созданные разными авторами) рождают образ Времени и художника в нем.
Мозаика мнений представляет нам неожиданный портрет Людмилы Кульгачёвой. Вот как он мне увиделся: "Человек, сидящий на карандаше", как "большая сильная птица в бесконечном пространстве неба", "мама всегда напоминала мне о крыльях", "я не мог себе представить маму без рисования", «она схватила в рисовании... важное... рисовать всем существом", "Продолжение учителя".
Никогда не выскажешься точнее и лучше о работах Людмилы: "Вещи другой природы,... самосознательные", "они не здесь, они в другом времени, измерении, с другой логикой формы...", "процесс рисования как порыв...", "картина пишется не красками, а мыслями и переживаниями...", "доступно, но неуловимо", "поэзия линии", "безоглядная стремительность высказанного чувства".
"Ее рисунки восхищают, настораживают, возмущают, но не оставляют равнодушным", рисунки в Книге "живут в той духовной атмосфере, в которой они родились".
Я воспринимаю эту Книгу как «завещание творчества» не только адресованное Людмиле Кульгачевой своим детям, но и всем читателям. (И ещё.. Мне бесконечно жаль, что в конце 70-х - 80-х годов не была "в нужное время", "в нужном месте". Ностальгия по "Большому и Настоящему", что прошло мимо тебя, по тому творческому Братству с внутренней свободой каждого из студийцев, эта ностальгия останется со мною навсегда после прочтения Книги).
«Дизайн всего» — некомерческий проект. Когда вы ни за что не обязаны платить, в самый раз проверить работоспособность принципа: «Плати, если хочешь и сколько хочешь» («Pay what you want»).
Донат (англ. donation - пожертвование) на поддержку проекта «Дизайн всего» вы можете сделать по номеру телефона с пометкой «Дизайн всего». Инструкция: как бесплатно переводить деньги по номеру телефона, для тех, кому инструкция требуется. Виталий Коньшин, тел. +79059258467. Или на карту Сбербанка 2202 2062 0662 9938. Не забудьте поставить пометку «Дизайн всего».
Проект издания, о котором здесь идёт речь, - это книга в её окончательном виде, но отпечатанная на принтере и сброшюрованная на пружинку. Уникальный, очень красивый и удобный для читателя вариант, достался в подарок, не помню, кому.