Виталий Коньшин
О выставке картин Алексея Чеканова «Из жизни растений»
Vitaminas . 2006
Сначала немного о художнике. Такова традиция для искусствоведческих работ. Чем меньше мы понимаем основание укоренившейся традиции, тем больше можно ей доверять, ибо, если нам повезет, на этом пути мы имеем шанс прикоснуться к неведомым глубинам, точнее, к глубинам неведомого.
Мне выпала честь быть тем избранным искусствоведом, которому А. Ч. доверил написать заметку к его новой выставке. И вот я прибыл в его мастерскую, чтобы ознакомиться с материалом для своей работы. Алексей встретил меня ласково и сразу же решительно и прямо заявил, что я напрасно трачу его время, когда мне вздумалось посмотреть картины сделанные и отобранные им для выставки. Не скрою, я был слегка озадачен. Конечно, в таком повороте событий можно было видеть отличный вызов моим искусствоведческим способностям: и дурак может написать о выставке картин, увидев картины, а ты попробуй-ка сделать это, не видя картин. Но мне не пришлось столь радикально подвергать испытанию свои способности, так как Алексей неожиданно передумал и показал-таки мне картины. Однако на этом мои трудности не закончились, а только изменили свое направление: картины были «в работе». Это значит, что мне как компетентному специалисту доверяли, взглянув на корзину яиц, высказаться о замечательных свойствах новой куриной породы.
Доверие творит чудеса, открывая доступ к ранее неиспользуемым способностям и силам.
Если взглянуть в глубинную сущность творческого метода А. Ч., то можно увидеть: важнейшее и общее свойство его картин – интерес к той неведомой силе, которая порождает интерес, заставляя нас обращать внимание на одно, пренебрегая и вовсе не видя другого. Это тонкий предмет для изображения, поэтому он может ускользнуть из фокуса. Я имею в виду из фокуса художника. Тогда же, когда художник удерживает этот тонкий предмет, зрителя уже не мучает свобода интерпретаций. В этом случае ты ясно видишь, что изображено нечто реально существующее, только не можешь определить, что именно, так как в списке известных тебе вещей ничего подобного нет. Впечатление беспокоящее, заставляющее признавать существование иных реальностей.
Но есть у А. Ч. и другой тип картин, где душа любителя изобразительного искусства отдыхает, потому что там его душа находит все, чего она желает найти: капризную сентиментальность и назидательность. Ведь художник воспитатель наших чувств. Он и сам так думает. А когда случается отвлечься от своей воспитательной миссии в процессе работы над картиной, то итог работы и для него такой же непостижимо-загадочный, как и для зрителя. В этом случае, при всем возможном разнообразии картин, главное, что руководит нашим восприятием – это интерес к той неведомой силе, которая порождает интерес. Будьте уверены, что для Вас, уважаемый зритель, не составит труда без посторонней помощи заметить на выставке этого рода картины.
Что касается сентиментальности и назидательности, то здесь и пояснять ничего не надо. Известно, что существует достаточно большой перечень чувств, однако если внимательно присмотреться к богатству этих оттенков, то, при желании, можно заметить, что все они сводятся к трем пунктам: гордость, жалость и озабоченность (Попробуйте проверить сами). Такие картинки, как кнопка пуск для механизма, который включает готовую к употреблению и имеющуюся у каждого пластинку с записью необходимых к случаю личных переживаний. Другое дело, что эти личные переживания удивительно похожи друг на друга, что их делает общечеловеческими, то есть объединяет людей по признаку общности переживаний.
Есть еще одна, техническая, особенность в картинах Чеканова. Его картины конструктивны. Пятна, цвета, фактуры, величины, контрасты, градации – все, что встречается в картине не образует отдельных слоев, как этому учат художников: например, отдельно рисунок, отдельно краски, отдельно фактура, то есть каждый слой должен образовывать самостоятельную картину, а потом слои сводятся и сопрягаются. У Чеканова нет слоев, каждый компонент включается в конструкцию и все, что остается воспринимать – это композиция компонентов. Это новое направление в искусстве я бы назвал композиционизмом. Хоть это направление и является порождением самого А. Ч., но он его только осваивает. А когда освоит… Кто знает, что будет, когда это будет.
Приятного просмотра.
Виталий Коньшин
|