Виталий Коньшин
Посудная лавка Алексея Чеканова
Алексей Чеканов. Ёлка
Увеличенные фотографии можно перелистывать мышкой или стрелками на клавиатуре, - каждый раз закрывать и открывать новую картинку необязательно.
Алексей Чеканов. Яблочный спас в пионерском лагере
Алексей Чеканов. Без названия 1
О выставке картин Алексея Чеканова «Посудная лавка Алексея Чеканова» в московской галерее «Лира» 8.11.2019-8.12.2019.
Алексей Чеканов: «Картинки на выставке разных лет и разностилевые. Поскольку у автора настроение разнится».
Есть два принципиально разных способа любить картинки.
1. Находить в них нечто такое, что тебе симпатично и приятно в повседневной жизни, вне искусства. Подобно тому, как встретиться со старым приятелем, с родным дорогим тебе человеком. Ответы на вопросы типа «Какой ваш любимый цвет?» задают этот способ любви, очерчивая круг вещей, которые вам нравятся. Это очень уютный, не требующий напряжения способ любви, как общение ребёнка с любящей и любимой мамой. Неожиданностей не возникает, всё знакомо и привычно, но доставляет огромное удовольствие. И удовольствие это неисчерпаемое.
2. Второй способ любви, казалось бы, и вовсе не похож на любовь. В его основе лежит непонимание, напряженное всматривание и безуспешные попытки понять. Нечто противоположное привычной уютности. Наслаждение от неизвестного. Неисчерпаемый интерес к неизвестному как таковому.
Способ любви зависит и от картинки, и от зрителя. Приятное разнообразие представленных на выставке картин даёт гарантированную возможность найти любому зрителю картинку подходящую для его способа любить.
Образцовая картина второго типа – «Противостояние» – вообще не даёт никаких ориентиров для интерпретации, но при этом предельно интригующая. А вот «Посудная лавка», хоть и имеет очень слабо выраженные намёки на предметность, представитель первого уютного типа. Она узнаваема.
В зависимости от предпочтительного способа любить картинки зритель отбирает предмет для своей любви. Поэтому не спешите делать вывод, что эта картинка сделана хорошо, а эта плохо. У вас есть шанс понять, каким способом любить картинки вы пользуетесь.
Художник всякий раз в разговоре о своих картинках подчёркивает и настаивает, что итог работы для него такой же непостижимо-загадочный, как и для зрителя. Это так. В каких-то картинах эта особенность присутствует больше, в каких-то меньше, но есть и такие, где она расцветает пышным цветом. Мне такие особенно симпатичны.
Есть одна, техническая, особенность в картинах Чеканова. Его картины конструктивны. Пятна, цвета, фактуры, величины, контрасты, градации – все, что встречается в картине не образует отдельных слоев, как этому учат художников: например, отдельно рисунок, отдельно краски, отдельно фактура, то есть каждый слой должен образовывать самостоятельную картину, а потом слои сводятся и сопрягаются. У Чеканова нет слоев, каждый компонент включается в конструкцию и все, что остается воспринимать – это композиция компонентов. Это направление в искусстве я бы назвал композиционизмом. Композиционизм не просто особенность его картин, а вполне осознанный творческий метод.
Актуальность характера линий и красок, их активность, подчёркнутость – характерная особенность всех картин Чеканова, важнейшая составляющая композиции компонентов. Считывая с картины характер линий и красок, зритель настраивает себя на определенный лад, на определенный способ чувствования. И постольку, поскольку способ чувствования определяет круг вещей, появившихся в нашей жизни в результате данного способа чувствования, то мы и воспроизводим образы вещей из этого круга, если настроены на определенный способ чувствования. Эта самая особенность придаёт картинам импровизационную свежесть и даже мистическую таинственность.
Разум в картинах Чеканова становится подобием исследовательского зонда, испытывающего на себе силы стихий. Такая тотальная свобода от правил возможна лишь потому, что в чекановских картинах предмет изображения – не какая-то из стихий, а стихийность как таковая. Мы не видим в картине правил, все они трансформированы до неузнаваемости под воздействием неких сил, зато отчетливо начинаем видеть эти силы, подобно тому, как мы видим следы урагана, наводнения или пожара именно как нарушение некой известной, но уже реально не наблюдаемой, правильности.
Алексей Чеканов: «Есть бабушка, и есть её любимый одуванчик, есть скамейка для созерцания, а ведь может быть и пространство для нового миропонимания».
Виталий Коньшин
Алексей Чеканов. Брачные игры рептилоидов
Алексей Чеканов. Любимая мамина ваза
Алексей Чеканов. Кувшин воды умирающему от жажды
Алексей Чеканов. Led Zeppelin и небесные дельфины
Алексей Чеканов. Паркур
Алексей Чеканов. Забор
Алексей Чеканов. Без названия 2
Алексей Чеканов. Антенны для астрофизика
Алексей Чеканов. Стога сена для Клода Моне
Алексей Чеканов. Посудная лавка
Алексей Чеканов. Рыбный день
Алексей Чеканов. Противостояние
Буклет к выставке
Картины Алексея Чеканова.
|