Вера Пищальникова
Укол настоящего
О выставке Юрия Эсауленко (02.03.67-31.12.00) «Азбука Жоржа» в Алтайской краевой универсальной научной библиотеке им. В. Я. Шишкова в Барнауле
Газета «Вечерний Барнаул». Барнаул, 26 июня 2001 года
На газетной полосе две заметки, я их не стал разрезать, чтобы сохранить атмосферу газетной публикации 2001 года. Первая на полосе заметка Ларисы Вигандт «Нравственность или своенравность?».
Открытие выставки «Азбука Жоржа». Библиотека им. В. Я. Шишкова (четвёртый этаж). 15 мая 2001 года. На фотографии Виталий Коньшин (в центре) с книгой «Графика, или Азбука Жоржа» и Лилия Эсауленко (справа), вдова Юрия Эсауленко. Подвешенная картонка - информационный стенд - разделяла выставку на две части. Одна часть была вводная, а та, которая на фотографии - основная. Большую часть основной занимала развёрнутая по страницам книга «Графика, или Азбука Жоржа». Фото Александра Волобуева.
Для тех, кому неудобно пользоваться лупой для чтения статьи, ссылка на картинку скана Вера Пищальникова. Укол настоящего. О выставке Юрия Эсауленко (02.03.67-31.12.00) «Азбука Жоржа» в Алтайской краевой универсальной научной библиотеке им. В. Я. Шишкова в Барнауле. Если щёлкните по ссылке откроется картинка, которую можно увеличить. Если щёлкните правой кнопкой, можно открыть в новой вкладке и также увеличить.
УКОЛ НАСТОЯЩЕГО
В качестве мнения, альтернативного точке зрения Владимира Петренко, мы предлагаем вам оценку работ Юрия Эсауленко, выставленных в «шишковке», данную известным алтайским ученым Верой ПИЩАЛЬНИКОВОЙ, доктором филологических и юридических наук, членом-корреспондентом Российской Академии наук.
Книжка Юрия Эсауленко - одна из тех - увы! - редких встреч с настоящим, которые помогают нам оставаться людьми. Мы живем в мире гремлинов, магги, дракул, фоксов малдеров и, прости Господи, телепузиков, и от этого трудно не лишиться рассудка. Мир стереотипов - жесткий и агрессивный, и мыслящее существо - его враг. Людям в этом мире жить не надо бы, а приходится.
А Юрий Эсауленко показал, как можно «запараллелить» этот мир, сделать его виртуальным, если уж избавиться от него нельзя. Он нашел способ жить по-человечески, учитывая окружающее, но не оставаясь в нем. Это путь разрушения стереотипов иронией, ненадсадной языковой игрой, идущей от таланта, а не от натужной необходимости острить, как в современном КВН-шоу.
Эсауленко разрушает языковые стереотипы, не покушаясь - бесполезно ведь! - на другие, но это означает, что он разрушает привычные модели мышления. Он не усваивает, а присваивает мир - благо есть чем! И тогда появляется возможность свободного перехода из мира в мир, перехода интеллекта, который не может не быть креативным. И картины, и книга Эсауленко - это гриновское фанданго, знак (точка? зов?) перехода в иные миры как способа выжить в этом.
Юрий Эсауленко не резонер и не мечтатель, он романтик в самом замечательном смысле этого слова - человек, знающий, как быть человеку (человеком) в мире условностей и условий.
Графика Эсауленко пульсирует. Здесь нет организации, пресловутого «замысла художника», а есть синергия: в одном случае это AZ и MUT, в другом - вертуальная война (от слова «вертеться»!), в третьем - «магги-курица в бу-магге». Это, конечно, не «замысел», а живая мысль, порождаемая «здесь и сейчас», мысль дразнящая («А тебе слабо?»), мысль понимающая («Именно так!»), мысль горько-тревожная («Неужели так?!»).
И нечем художника отблагодарить за этот укол настоящего.
|