11 января 1503 года родился Пармиджанино – художник эпохи Ренессанса, под этим именем вошёл в историю Джироламо Франческо Мария Маццола (итал. Girolamo Francesco Maria Mazzola).
Итальянский художник и гравер эпохи Ренессанса, работал в стиле маньеризма. Рано снискал славу, был поклонником и продолжателем идей Микеланджело и Рафаэля.
Умер Пармиджанино 24 августа 1540 года в возрасте 37 лет предположительно от отравления ртутью.
У Пармиджанино потрясающие картины, которые поразили меня много лет назад. На мой взгляд, он новатор в области изображения. Его картины необычны и актуальны, каждая открывает богатую палитру для красок воображения. Начну с автопортрета самого художника, которая так и называется "Автопортрет в выпуклом зеркале".
Для конца 15-го века неожиданное решение. Не могу вспомнить сходу автопортреты в зеркале. Я вижу в этом портрете пытливый ум и жажду экспериментировать со всем новым. У Джорджо Вазари есть рассказ об этом эпизоде:
"…дабы углубиться в тонкости искусства, начал он однажды писать самого себя, глядясь в зеркало, состоящее из двух полушарий, какие бывают у цирюльников. Занимаясь этим, он обратил внимание на несообразности, которые образуются из-за круглости зеркала на закруглениях: как изгибаются балки потолка, как странно сокращаются двери и целые здания, и захотелось по собственной причуде все это воспроизвести.
И потому, заказав точеный деревянный шар и расколов его пополам, он на одном из полушарий, равном по величине зеркалу, с большим искусством начал воспроизводить все, что видел в зеркале, и в особенности самого себя так близко к натуре, что и оценить это и поверить этому было бы невозможно, а так как все предметы, приближающиеся к зеркалу, увеличиваются, а удаляющиеся уменьшаются, он изобразил рисующую руку несколько более крупной, как видно в зеркале, и настолько хорошо, что она казалась совсем настоящей.
А так как Франческо был очень красив и лицо его и наружность были очень изящными, скорее ангельскими, чем человеческими, то и изображение его в этом шаре казалось божественным, и так счастливо удалась ему вся эта работа, что написанное не отличалось от действительного, так как блеск стекла, все подробности отражений, свет и тени были столь подлинными и верными, что большего от человеческих способностей ожидать было невозможно».
Эта картина самая мою любимая, она называется "Антея" или "Анфея"(“цветущая”).
По легенде это дочь ликийского царя Иобата, супруга тиринфского царя Прета, мать Претид. Пыталась соблазнить Беллерофонта, будучи отвергнута, оклеветала его. Продолжила свои домогательства и была сброшена им в море.
Потрясающая картина. Девушка запечатлена в момент какого-то действия, и мне кажется, она приняла решение бороться за внимание другого мужчины.
Шкурка норки, которая спускается с её плеча как живой ручеёк кажется символом её предыдущей победы, вот почему она продолжает домогательства, она самоуверенна и целеустремлённа, последней догадке вторит снятая с левой руки перчатка – Антея готова бросить вызов, и, возможно, её промедление связано с жестом левой руки, которой она будто собирается не допустить разрыва цепи на шее, или неких брачных уз, и это томление – броситься в водоворот, или остаться на берегу отлично передано в пытливом взгляде девушки, в её треугольном личике.
Её чёрные глаза будто заглядывают в будущее и обращаются к зрителю:
«Ты осуждаешь меня? А почему? Что я такого сделала? Я люблю. Я не могу сдержаться. Я горю. Да, я оклеветала того, кто заставляет моё сердце биться, но если ты осуждаешь меня, ты никогда не был отвергнут… Я уже почти сбросила своё верхнее платье, так же и меня скоро сбросят в море. Но разве буду я счастлива, если одумаюсь и останусь на берегу? Нет, я не иду на поводу у своей страсти. Бог создал меня такой, какая я есть. И я всего лишь следую своей природе. А разве твоя природа не греховна?».
А это «Амур, перерезающий лук». Неожиданный образ, такого, опровергающий слащавый вид пухлых Купидонов. Это очень интересная картина, и я затрудняюсь сказать, что здесь происходит, могу лишь предположить.
Амур по какой-то причине решил отказаться от своей миссии пробивать людские сердца любовными стрелами. То ли крылья измельчали, то ли сытость одолела. Одной ногой он наступил на книгу. Может, в книге всё дело? Что-то он прочёл неприятное о себе и обиделся? Или решил пощадить девчушку, которая видна в проёме арки его ног? Но девчушку утешает другой ангел с лукавым личиком, а девчушка раскапризничалась не на шутку. И кажется, что она заглянула в будущее, увидела, сколько страданий принесёт ей любовь, и так велико было её горе, что Амур уничтожает лук.
Эта нежная картина называется "Афина Паллада",
но я вижу не Богиню, а совершенную девушку, неземное существо, у которой в душе поют ангелы, и она, прикладывая пальцы к груди, удерживает ангельскую песню. В складках зелёной ткани покоится украшение с ангелом, чудесные золотые волосы небрежно убраны, неправильной формы локон спадает на шею, а как же свежа зелень её наряда! Она довершает облик, делая его вечным, нетленным. Я бы даже рискнула назвать этот образ «Вечная весна в одиночной камере»…
Эта дама в богатом нарядном платье с дутыми рукавами и переплетающимися узорами, если судить по названию, Изабелла Д’Эсте, супруга маркграфа Мантуи, ценительница искусства, одна из самых известнейших женщин эпохи Ренессанса.
Современники отзываются о ней, как об умной, образованной женщине, играющей даже в карты и шахматы. У неё было несколько детей, и злые языки утверждают, что Изабелла очень сильно любила своих сыновей, потом собак, а на последнем месте были дочери. Являлась одной из первых создательниц моды, существует гипотеза, что Изабелла стала моделью для «Джоконды» Леонардо да Винчи.
Как бы там ни было, Пармиджанино изобразил одинокую женщину, которая заполняет собой всё пространство, которая будто заключила себя в эту помпезную оболочку платья, в которой она неподвижна и величественна, а жизнь где-то там, на заднем плане, возможно, не такая значительная, но бьющая ключом, и этот контраст размеров поражает, кажется, что это вершина и божьи птички, летающие вокруг неё.
|