ДИЗАЙН ВСЕГО— это жизнь, ориентированная на вопрос: «Где я нахожусь?» Давайте различать то, что должно быть интересно, от того, что интересно на самом деле.
Уверена, что Дэвида Финчера знают все. Я даже могу не перечислять фильмы, которые он снял. Достаточно того, что он снимал Бриттани Мёрфи. Последнего имени мне достаточно, чтобы уважать Финчера. Но дело в другом.
Меня удивляет, как можно снимать фильмы, которыми я восторгаюсь.
Даже Линч, Триер и Кустурица не имеют такого багажа фильмов, которые бы хотелось пересматривать. Линч, он даже не местами нудный, он везде нудный, и если бы не его эксперименты с жанрами, то кто бы сейчас о нём писал?
Триер - это конченный извращенец. То, что он извращенец, стало понятно после Breaking the Waves, и зря он не остановил своё "извращение" на этой мелодраме, а продолжил в этом направлении опыты. Чем закончилось, знают все. Его "Антихриста" невозможно смотреть без слёз - но не тематических слёз, а отвращенческих слёз с подтекстом "ну сколько можно показывать, что женщины это - уроды, и так все знают, надоело".
Про Кустурицу даже не хочу писать. Один его цыганский хор чего стоит...
Финчер в этом отношении режиссёр какой-то не разносторонний и не разноплановый. Из фильма в фильм видно, что он не просто круто снимает, а придерживается своей линии, он не вылезает ни за какие рамки, наоборот, он пытается удержаться в рамках, но непонятно в каких. И он удерживается в этих своих рамках.
Зачем-то после Кубрика и Камерона он снимает третью часть "Чужих" - уже этот факт может навести на определённые размышления (потому что третья часть "Чужих" - самая худшая из всей саги, но как самостоятельная вещь довольно удобоваримая - всяко лучше чем недавний фильм с Дениэлом Редклифом "Леди в чёрном" - претензия на ужастик с уже надоевшим использованием детишек), но не возьмись Финчер за третью часть, то Жан-Пьеру Жёне не удалось бы погнуть пальцы и завершить сагу душераздирающей сценой как мама мочит сыночку. И - благодаря Финчеру - не стыдно за режиссёров. И в том, что в "Чужих" - все четыре фильма хороши, я считаю, заслуга именно Финчера. Первую часть заведомо культового фильма снимет любой дурак (даже я), продолжение (которого так жаждут зрители - тем более). А дальше - или включаются гении, или снимается откровенное дерьмо (как в случае с "Обителью Зла-5"... Может, поэтому сволочь Торнквист уже десять лет тянет с продолжением Dreamfall).
Итак, после проверки на вшивость с третьей частью "Чужих" Финчер снимает "Se7en" (кто этот фильм не видел, и смотреть не надо - это не зелёный элитный чай, а скорее "пачка чая на литр кипятка"). Этот фильм, я думаю, стал знаменитым из-за Кевина Спейси (его маньяк по обаянию может сравнится разве что с фашистом Файнсом из "Списка Шиндлера"), режиссёра и сюжета. Это один из редких фильмов, где сам сюжет вторичен по отношению к актёрам и режиссёру. Финчер - в жёстких рамках триллера, но по тому, как он позволяет Спейси играть чайным пакетиком, понятно, что эти рамки - не внутри режиссёра, а это то, что хотят от него продюсеры и сценаристы.
Далее "Игра" - довольно проходной фильм для режиссёра, но интересный для Дугласа, так как он выглядел скучно ещё со времён "Романа с камнем". Опять фильм держится на режиссёре - и немного на Шоне Пенне - история "Игры" скучна, это классический триллер, и кому нравится смотреть про то, как крадут чужую жизнь, я бы посоветовала "Сеть" с Сандрой Баллок - там хоть компьютеры показывают (какая-то польза).
Игра Финчера в "крутые режиссёры" привела к возникновению "Бойцовского клуба". Я не буду ничего писать про этот фильм. Что писать, если Нортон - не отвратителен, как обычно, Бонем Картер - только после этого фильма и запоминается (исключая "Франкенштейна"), и впервые возникает вопрос: "Кто всё это снял???". Это редкий вопрос в кино, и потому очень ценный. Если он задаётся, то мы имеем дело иточно чем-то неоднозначным. "Неоднозначное" Финчера в Fight Club проявилось, по-моему, в снятии безумия глазами безумца, но мозгом трезвого и адекватного человека.
Ещё немного, и я приду к мысли о том, к чему весь этот разговор вокруг Дэвида Финчера. После "Клуба" были Zodiac и "Странная история Бенджамина Браттона" (последний - средний фильм, по моим понятиям, но там мелькнула Суинтон, а она где попало не мелькает. Куда ни глянь, её мелькание - показатель того "стоит или не стоит смотреть тот или иной фильм").
"Зодиак" - о любимой теме, теме серийного маньяка. В принципе, это довольно скучный фильм, но его, тем не менее, смотришь до конца, и не потому, что интересно - кто убийца - именно это и неинтересно с позиции Финчера, а интересен сам интерес вокруг серийного убийцы. И Финчер круто снимает обыденную историю, основанную на реальных событиях, где маньяк остался неизвестным.
И, наконец, "Девушка с татуировкой дракона". Это период режиссёрской карьеры, когда смотрят фильм из-за режиссёра, хотя сюжет тоже интересен и нескучен. Но ни Дэниел Крейг, ни тем более Руни Мара (умная психопатка в юнисекс) не "делают" этот фильм. Нет, они, конечно, великолепны, особенно Руни Мара, но - странная вещь - когда я смотрела этот фильм, у меня в голове был только один интерес - как Финчеру удалось всё это не превратить в очередной классической триллер?
Сюжет - оскомину набивший серийный убийца. Тема - пропавшая девушка. Что происходит - Крейг и Мара девушку ищут (находят). Вот все эти фильмы с интересным началом зачастую всегда (или почти всегда) на какой-то минуте перестают быть интересными. Особенно, когда понятно, кто убийца и т. д.
У Финчера уже в "Севен" после того, как понятно, кто маньяк, впервые возникает чувство, что ничего непонятно (но это благодаря таланту Спейси). Крейг далёк от Спейси, да и в этом фильме не важно, кто играл бы героя. Хоть С. Л. Джексон. Когда возникает эта паршивая минута понятности, Финчер через какое-то мгновение снова играет зрительским вниманием, делая понятное и понятным, и одновременно непонятным в отношении будущего.
Но самое крутое, что ему удаётся, так это снять фильм о ДЕВУШКЕ С ТАТУИРОВКОЙ ДРАКОНА (эта татуировка вообще не имеет никакого значения для фильма), а не о поисках маньяка.
Такое ощущение, что ему заказали фильм о маньяке, а Финчер на тот момент хотел снять фильм о девушке, и он снял, и у него получилось, и все остались довольны, особенно я, так как я давно не смотрела просто интересных фильмов.
«Дизайн всего» — некомерческий проект. Когда вы ни за что не обязаны платить, в самый раз проверить работоспособность принципа: «Плати, если хочешь и сколько хочешь» («Pay what you want»).
Донат (англ. donation - пожертвование) на поддержку проекта «Дизайн всего» вы можете сделать по номеру телефона с пометкой «Дизайн всего». Инструкция: как бесплатно переводить деньги по номеру телефона, для тех, кому инструкция требуется. Виталий Коньшин, тел. +79059258467. Или на карту Сбербанка 2202 2062 0662 9938. Не забудьте поставить пометку «Дизайн всего».
Получилась энциклопедическая статья про Дэвида Финчера. Прошу, Giotto, опубликуй её ещё раз в разделе Всё что угодно на тему кино, там её будет легче её найти, чем в блоге, полезно будет иногда заглядывать в эту энциклопедию.
Триер - это конченный извращенец. То, что он извращенец, стало понятно после Breaking the Waves, и зря он не остановил своё "извращение" на этой мелодраме, а продолжил в этом направлении опыты.
Да, согласен, хоть Breaking the Waves выворачивает тебя наизнанку, но после просмотра остаётся чувство, что это стоило того. Единственный фильм, который ещё стоило у него посмотреть, так это Догвилль, из-за этого его приёма условных декораций. Эти декорации на меня произвели неизгладимое впечатление, думаю, что под влиянием этих давних впечатлений я сочинил декорации и костюмы к спектаклю «Солдат и царица».
Бойцовский клуб вошёл в список 20 любимых фильмов Квентина Тарантино вышедших после 1992. Мне очень интересно мнение Тарантино о фильмах, но Тарантино или не Тарантино, фильм мне очень неприятен, неприятен настолько, что я даже не хочу заниматься любимым делом: разбираться, что и почему мне неприятно. «Нортон - не отвратителен, как обычно», - говоришь ты, но я бы не сказал, его отвратительность безупречна.