ДИЗАЙН ВСЕГО Дизайн всего‎ — это жизнь, ориентированная на вопрос: «Где я нахожусь?» Давайте различать то, что должно быть интересно, от того, что интересно на самом деле.

Новые материалы и комментарииУбрать рекламу на сайтеПожертвовать проекту «Дизайн всего»Защита передачи информации от постороннего вмешательства

«Зоркий вместо главного видит мелочи»

Дизайн всего | Дневник | Регистрация | Вход

Случайные фото

Приветствую Вас Гость | RSS
Дизайн всего » 2024 » Январь » 26 » "Дочери воздуха", жизнь после смерти, красная и синяя таблетки
"Дочери воздуха", жизнь после смерти, красная и синяя таблетки
00:00

Неожиданно Ганс Христиан Андерсен стал мне интересен как человек. Не просто посторонний человек, а человек, внезапно ставший близким по духу, человек, который помогает постигать какие-то истины, отвечать на какие-то вопросы. Даже на те вопросы, которые раньше и не возникали.

Биографию его я знаю поверхностно, но все отмечают его как христианина, то есть человека верующего. В этой работе я хотела бы поразмышлять об Андерсене с этой точки зрения: во что же он верил? И во что верю я?

Начну с небольшого отступления.

После небольших эссе о "Снежной королеве" и "Стойком оловянном солдатике" то тут то там мне стали попадаться разные мелочи, отсылающие к этим сказкам.

В психологии этот эффект называется эффектом Баадера-Майнхофа, или синдромом частотного восприятия, при котором человек начинает встречать новое слово, понятие или объект после того, как впервые узнал о нем, и затем продолжает встречать его повторно в кратком временном промежутке (в моём случае присутствует ещё и длительность во времени).

В моём случае это сочетание красного и синего цветов.

В "Снежной королеве" Герда в поисках Кая попадает сначала к старушке-колдунье, живущей в небольшом домике с разноцветными стёклами. В переводе Ганзенов цвет витражей не указан, а в более современном переводе и в оригинале присутствует конкретика: витражи синего и красного цвета. 

Не понимаю, почему Ганзены обобщили в этом случае, жаль, не спросишь теперь. А почему сам автор обозначил стёкла как синие и красные, тоже не узнать, можно только предположить. У Эль Греко (1541 - 1614) есть картина "Спаситель мира".

На этой картине Христос изображён, как мы видим, в красной хламиде и синей накидке. Правой рукой он благословляет,  левая же покоится на земном шаре. Эти же сочетания можно увидеть у Дюрера и Тициана на картинах с этой же темой.

Если отталкиваться от этой ассоциации, то этот домик, где, кстати, растут цветы и царит вечное лето, может символизировать некий "рай", но тут Андерсен лукавит. Владелица этого "рая" немного умеет колдовать и, расчёсывая волосы Герды, делает так, что все розы в саду уходят под землю, после чего девочка забывает Кая.

Розы в сказке - символ Христа, так что же получается? Живущая в "раю" старушка прячет от Герды образ Спасителя? Оксюморон какой-то получается. Или это ироничное отношение Андерсена к раю? Хорошо там, конечно, но память о самых близких стирается, а что может быть важнее воспоминаний в вечности?

Создатели фильма "Матрица" намеренно ли или по наитию, тоже использовали синий и красный цвета в дилемме "спать дальше или проснуться". Морфей предлагает Нео на выбор красную и синюю таблетку. Если Нео примет синюю, то останется в искусственно созданной реальности Матрицы, если красную, то окажется в реальном мире, в правдивой реальности. Это выбор между лёгким и трудным.
 

Исходя из этого фрагмента, Спаситель на картине Эль Греко представляется мне не просто как Спаситель, а предоставляющий спасаемому свободу выбора: а вдруг тот, кого спасают, не хочет, чтобы его спасали? Такое ведь тоже бывает. Как не вспомнить известнейшего поэта "тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман".

Попалась мне ещё одна картина с этим цветовым сочетанием, художника Цугухару Фудзита, написанная в 1918 году.

С точки зрения Эль Греко и братьев/сестёр Вачовски я вижу образ мятущейся взрослой души, которая не может выбрать, что ей ближе - детский мир романтических грёз или или жестокий мир мёртвых цветов. И благодаря этому мне это полотно "Две девочки" безумно нравится.

Попалась мне ещё одна картина с этим цветовым сочетанием, автор которой Виталий Коньшин и называется она "Летающая во сне", где лирическая героиня, живущая в яви, во сне попадает, на мой взгляд, в некое пространство, не в навь, не в правь, а в... пресловутую "Матрицу", а на картине как раз изображён момент перехода, который я бы назвала неологизмом из поэзии Рильке Zwitterstunde, это слово невозможно перевести на русский язык, а его составные части Zwitter - гермафродит, Stunde - час, то есть это единица времени, как древнерусский сиг. 

Конечно, я не права, но мне кажется, Герда искала своего названного братца в некоем лабиринте вселенского разума, где минотавр преобразился в Снежную Королеву, а нитью Ариадны стала вера в Создателя.

Но вернёмся к Андерсену и в то, во что мог верить он.

В его знаменитой сказке "Русалочка", которую почему-то принято трактовать как сказку о неразделённой и трагической любви, чётко прописано, что Русалочка - по сути не человек, а нежить, которая живёт 300 лет, после чего умирает, а Русалочка мечтает жить вечно, что возможно, если она обретёт бессмертную душу человека.

Условием осуществления мечты является любовь человека к нежити, но не просто любовь, как чувство, а этот условный человек должен сочетаться с ней с ней браком, именно поэтому она идёт на жертвы - лишается голоса и хвоста, получив ноги, терпит боль, оттого, что ступни при ходьбе по земле будто идут по ножам. Но принц любит Русалочку скорее как домашнего питомца (он позволяет ей спать на подушечке возле его опочивальни), а после встречает другую, влюбляется по-настоящему и женится на ней.

Для Русалочки его женитьба означает смерть и небытие, но её сёстры обменивают у морской ведьмы свои волосы на нож, которым Русалочка должна убить принца - в таком случае она вернётся на морское дно прежней хвостатой нежитью и доживёт положенные триста лет, то есть в любом случае это крушение её мечты. Я думаю, она не убила принца не потому, что полюбила его, а потому, что ей было бы невыносимо жить ещё сотни лет с мыслью, что придёт смерть и лишит её вечной жизни.

Русалочка бросает нож в воды и умирает, превратившись в морскую пену. Казалось бы, unhappyend, современные родители возмущаются "жестокостью" автора и есть даже читатели, которые считают эту историю очень вредной для девочек - якобы эта сказка вкладывает в юную голову образ женщины, которая влюбляется в чужеземца, покидает родные пенаты и не находит счастья на чужбине. Но речь не об этом.

Христианин Андерсен находит гениальнейшее решение всех времён. Он вводит в сказку собирательный персонаж под названием "дочери воздуха". Долгое время мне было не ясно, кто же они такие. Это прозрачные чудные создания без крыльев, которые появляются после того, как над морем всходит солнце. Его ласковые лучи, падая на мертвенную морскую пену, оживляют её, и Русалочка вдруг видит, что у неё такое же тело, как у этих "дочерей воздуха", и она всё больше и больше отделяется от морской пены, постепенно становясь такой же.

Вот что пишет о них сам Андресен:

"Мы прилетаем в жаркие страны, где люди гибнут от знойного, зачумлённого воздуха, и навеваем прохладу. Мы распространяем в воздухе благоухание цветов и несём людям исцеление и отраду. Пройдёт триста лет, во время которых мы будем посильно творить добро, и мы получим в награду бессмертную душу и сможем изведать вечное блаженство, доступное людям".

Вот оно решение: нежить становится человеком посредством добрых дел, но не в человеческом теле.

Что ж, мои поиски привели меня к неожиданному результату: "дочери воздуха" - это фотоны. К такому выводу я пришла, случайно наткнувшись на Прозе.ру на стихотворение автора по имени Юрий Гаррис "Немного мистики":

Из всех возможных форм небытия,
Я выбрал ту, что всех короче –
И атомом, фотоном стану я,
Когда черед придёт средь темной ночи…

Фотоном, что насквозь пронзит пространство,
Наполненное жизнью разных форм,
Где мига не проходит в постоянстве,
А мысли сутей сплетают общий фон…

Фон из любви к малейшему созданью,
Всем странным сущностям неведомых планет,
И к брызгам разума – очарованью,
Несущим Божий негасимый свет…

Фотону моему всё вечное подвластно,
Его не трогает конечность бытия,
Миллисекунда каждая прекрасна –
В том облике прекрасен буду Я!

Сам Юрий Гаррис пишет, что вдохновился сюжетами эзотерических книг (Крайона, например), и статьями с ченнелигами разных высших сутей.

Смотрим, что такое фотон: "Название происходит от греческого слова φῶς, которое означает «свет». Фотон — это элементарная частица, которая несет квант (т.е. одну порцию) энергии электромагнитного излучения". 

Фотон не имеет массы и движется со скоростью света.

Я не физик и многое в этой области мне непонятно, но Андерсен указывает на источник появления "дочерей воздуха" - солнце/свет - и на их вездесущесть, способность проникать в разные пространства. Юрий Гаррис наделяет фотон безразличием к конечности бытия, а Андерсен намекает, что "дочери воздуха" смогут изведать вечное блаженство. 

Понятие фотона (квантов света) ввёл в 1905 году Альберт Эйнштейн, а "Русалочка" была опубликована в 1837 году. За 80 лет до Эйнштейна сказочник, объясняя природу  механизма обретения бессмертия, интуитивно описывает эту частицу. И я в полнейшем восхищении! Это то, что мне кажется единственно верным на пути восприятия мира: соединение божественного и научного, красного и синего, "Матрицы" и реальности.

А то, что Андерсен интересовался наукой, да и историей, подтверждается его сказкой "Калоши счастья". Пересказывать её я не буду, но в ней встречается два интересных момента. 

В истории №3 "Приключения сторожа", обычный сторож, надев волшебные калоши и мечтая попасть на Луну, отправляется в путешествие. При этом тело его остаётся на земле, в небо устремляется лишь душа. И прежде чем начать описывать это приключение, Андерсен пишет вот что:

"Мы с вами наверняка ездили на поезде или на пароходе, которые шли на всех парах. Но по сравнению со скоростью света их скорость всё равно что скорость ленивца или улитки. Свет бежит в девятнадцать миллионов раз быстрее самого лучшего скорохода, но не быстрее электричества. Смерть — это электрический удар в сердце, и на крыльях электричества освобождённая душа улетает из тела. Солнечный луч пробегает двадцать миллионов миль всего за восемь минут с секундами, но душа ещё быстрее, чем свет, покрывает огромные пространства, разделяющие звёзды".

Этот отрывок говорит о том, что сказочник интересовался научными открытиями не поверхностно. Я не знаю, насколько в этом абзаце предположения переплетаются с фактами, но я вижу подтверждение тому, что фотон и душа в этом контексте суть одно, и образуются они при помощи света/электричества.

Может, в душе Андерсен, хоть и был христианином, верил в то, что после смерти душа устремляется не в рай, а в бесконечное путешествие по Вселенной? В этой же сказке "Калоши счастья", сторож, размышляя о жизни после смерти, упоминает: "Студент, которому моя жена бельё стирает, говорит, что после смерти мы будем перелетать с одной звезды на другую". Я не знаю, придумал ли это Андерсен или эта идея витала в воздухе задолго до него, но мне видится, он её разделял.

Не знаю даже, близка ли мне эта концепция - то, что душа после смерти представляет собой частицу, излучающую свет и способную лететь сквозь Вселенную, но она представляется мне здравой, а сам Андерсен вырос в моих глазах. Только вот теперь возникает другой вопрос: сохраняют ли фотоны, в случае, если в них обращается после смерти душа, память? 

Но это всего лишь теория, основанная на ассоциациях и догадках. Продолжая логическую цепочку моих псевдорассуждений, получается, честен ли ты, лицемерен, богат ли беден, праведник или насильник, путь после смерти один - летать частицей по галактике. Но тогда память надо стирать, да и в этом ключе "квантовая теория жизни после смерти" становится бессмысленной - если после смерти ты стал фотоном без памяти и летаешь от звезды к звезде, то ты просто безмозглый квант, Иван, не имеющий родства - это уже не полёт, а болтанье по Вселенной, не имеющее смысла.

Я сама запуталась, пытаясь ответить на этот вопрос "Есть ли жизнь после смерти". Если верить только в христианский рай, обещающий вечное блаженство, то я не понимаю, как можно радоваться ВЕЧНО? Может, я люблю погрустить, поплакать, это раз. А два - что там ДЕЛАТЬ в этом вечном блаженстве? Конечно, я мыслю с позиции человека приземлённого, но тут ничего не могу поделать: в Бога я верю, верю в его промысел, в его любовь, в его справедливость, но вот это разделение "рай-ад" представляются мне крайностью, как и идея путешествия по Вселенной  в виде частицы.

Но и это объяснимо, потому что объясняется абсолютно всё. У меня есть стихотворение, одно из многих странных стихотворений.

Жизнь не  сложилась. Ну и пусть.
Смерть – переход в другое место.
Себя я знаю наизусть,
Я – утомлённая невеста.

И сколько мне осталось жить
Никто не знает, даже бритва.
Я буду вышивать и шить,
Когда закончится молитва.

Я буду вкладывать в себя
Таланты, знания и силу.
Я больше не люблю тебя,
Твою любезную трясину.

Я эту жизнь перетерплю,
А в следущей я буду гений.
Я не живу, я просто сплю
И сон мой соткан из сомнений.

 

Но, вне всякого сомнения, мне ближе теория перерождения души из одного тела в другое: есть возможность в одной жизни побыть кокеткой, в другой монахиней, в одной охотником, в другой жертвой и так далее , (хотя я бы выбрала только шкуру гения-одиночки в области математики - и только не женщина!). Так я понимаю девиз "брать от жизни всё". Говорят, по вере вашей и дано вам будет. Так что же будет дано мне лично?

Но и сомнениям есть объяснение. Данте Алигьери принадлежит очень много мудрых мыслей, и одна из них поясняет, почему я постоянно запутываюсь в сомнениях. 

"Сомнение доставляет нам не меньшее наслаждение, чем знание".

Как говорится, нет никакой ложки. Мне просто нравится сомневаться.

 


«Дизайн всего» — некомерческий проект. Когда вы ни за что не обязаны платить, в самый раз проверить работоспособность принципа: «Плати, если хочешь и сколько хочешь» («Pay what you want»).

Донат (англ. donation - пожертвование) на поддержку проекта «Дизайн всего» вы можете сделать по номеру телефона с пометкой «Дизайн всего». Инструкция: как бесплатно переводить деньги по номеру телефона, для тех, кому инструкция требуется. Виталий Коньшин, тел. +79059258467. Или на карту Сбербанка 2202 2062 0662 9938. Не забудьте поставить пометку «Дизайн всего».

Категория: Мария Райнер о | Просмотров: 191 | Добавил: Giotto | Теги: Блог Марии Райнер, андерсен | Рейтинг: 5.0/9
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поделиться ссылкой
Категории раздела
Мария Райнер о [223]
Мысли вслух
О книгах и чтении [9]
Открытый тематический блог
Архив записей
Поиск Яндексом
Поиск по сайту Google
Орфография
Словари русского языка
www.gramota.ru
Система Orphus
Правила орфографии и пунктуации русского языка онлайн
Друзья сайта
Хранилище файлов
Dropbox
Хранилище файлов
yapfiles
Открытое небо
ВКонтакте
Открытое небо
facebook
ONLINE ETYMOLOGY DICTIONRY
Этимологические онлайн-словари русского языка
КиноПоиск
Кино онлайн
zona.plus
Мир сериалов
zserials.tv
Сериалы тут
Seasonvar
Книги
royallib.com
Создать GIF анимацию
rutracker.org
kinozal.tv
poiskm.me
gallerix.ru
Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Погода
Погода на сайте ventusky

ventusky.com

Мини-Чат
Меню
Пожертвовать проекту «Дизайн всего»Убрать рекламу на сайтеНовые материалы и комментарииЗащита передачи информации от постороннего вмешательства«Дизайн всего» работает с 28.08.2009Сделать бесплатный сайт с uCoz Copyright MyCorp © 2024