ДИЗАЙН ВСЕГО— это жизнь, ориентированная на вопрос: «Где я нахожусь?» Давайте различать то, что должно быть интересно, от того, что интересно на самом деле.
Эта музыка, написанная в 1711 году Маре́н Маре́ (фр. Marin Marais; 31 мая 1656, Париж — 15 августа 1728, там же), звучит современней современной. Мне она даёт ощущение наполненности, удивительно и страшно, что ты был лишен этой наполненности, и, скорей всего, лишишься её очень скоро. В музыке ясность, которая не вдруг, а всегда. Не ясность уверенности, а ясность открытости. И эта ясность открытости создаёт условие, когда все твои воспринимающие органы заполнены мощным потоком впечатлений. И всего этого много.
Марен Маре на портрете Андре Буи (1704)
Крупнейшим французским гамбистом последних десятилетий XVII столетия и первых десятилетий столетия XVIII был Марен Марэ. Он проявил себя не только как блестящий исполнитель, но и как незаурядный композитор, автор нескольких опер и многочисленных сочинений для гамбы.
Родился Марен Марэ 31 марта 1656 года в Париже. Он начал обучение на гамбе, по-видимому, под руководством Отмана, но главным его педагогом был Сен-Коломб. Мастерству композиции Марен обучался у Люлли. Их также связывали и дружеские отношения. Свою оперную деятельность Марэ сочетал со службой при дворе в качестве солиста-гамбиста. Это место он занимал с 1685 по 1725 год, нося титул «Ordinaire de la Musique de la Chambre du Roy». Современники Марэ и другого выдающегося гамбиста Форкрэ говорили, что первый играл, как ангел, а второй, — как дьявол, желая этим подчеркнуть мягкость и грацию исполнительского стиля Марэ. Ю. Леолан писал в 1740 году, что Марэ «пользовался особым уважением за оригинальность своего превосходного мастерства и за прекрасное исполнение».
Характерными для творческого почерка Марэ были танцевальность, импровизационность, обилие мелодических украшений. Мелодика музыканта часто обнаруживала близость к народно-песенным интонациям. Пьесы Марэ по стилю родственны произведениям французских клавесинистов, развивавшихся, в свою очередь, под известным влиянием гамбовой культуры. Исключительным успехом у современников пользовалось исполнение Марэ пьесы «Лабиринта». Музыкант изображал человека, блуждающего по лабиринту и, наконец, отыскивающего выход.
Надо заметить, что музыкант порой переходил границы художественной изобразительности, впадая в натурализм. Как пример можно привести исполнение пьесы, озаглавленной «Картина хирургической операции». Здесь Марэ звуками пытается изобразить «содрогание при виде аппарата», крики оперируемого и т. д. «Характер украшений, широко используемых Марэ, обусловлен современной ему музыкальной эстетикой, — пишет Л. С. Гинзбург. — Он применяет их не для формального «украшательства», а для усиления мелодической выразительности произведения. Украшения как средства выразительности играли в творчестве гамбистов значительную роль из-за особенностей техники гамбы с ее ограниченными динамическими возможностями, с ладами на грифе, мешающими вибрации и т. д. ».
К. А. Кузнецов, характеризуя выразительную сущность украшений в творчестве клавесинистов и лютнистов, писал, что «и для тех и для других «украшения», будучи органической частью мелодии, были связаны с их стремлением к тонкому штриху, деликатному нюансу, к следованию за каждым движением человеческой души и сердца». Слова эти полностью могут быть отнесены и к французским гамбистам.
Подробное описание украшений у Марэ появилось еще до известных указаний Куперена. Так, приводя отрывок в «batteries», штриховой прием, позже прочно вошедший во французскую виолончельную технику, Марэ отмечает «Обозначенные здесь точки показывают, что нужно заполнить пустоту между темой и басом так, чтобы не создавать диссонансов; почти всегда это — мажорная или минорная терпит иногда квинта или секста, смотря по обстоятельствам; если точки и отсутствуют в «batteries», все же не нужно забывать об этом правиле, которое является весьма существенным для гармонии».
Марэ блестяще владел многоголосной техникой. По-видимому, под влиянием лютневого искусства, он широко применяет игру аккордами. Характерна в этом отношении прелюдия Марэ из первого сборника (1686) — «Lent», где использованы и двухголосная игра и аккорды. «Пьеса эта обладает несомненными музыкальными достоинствами, — пишет Л. С. Гинзбург. — Обращает на себя внимание импровизационность ее стиля. Б. Д. Струге справедливо подчеркивает ее «баховские» интонации. Но в то же время здесь (именно не в пьесе-миниатюре танцевального или звукоизобразительного характера, а в пьесе с несомненно глубоким художественно-психологическим содержанием) обнаруживается разрыв между творческим замыслом композитора и орудием его воплощения — гамбой. Пьеса, требующая мощных динамических нарастаний, экспрессивного звучания, эпизодического выделения мелодии на отдельной (и не только верхней) струне, естественно, не могла быть соответствующим образом исполнена на гамбе — инструменте, который переставал отвечать запросам развивающейся музыкальной культуры. Таким образом, уже в последних десятилетиях XVII века начинает сказываться несоответствие выразительных возможностей этого инструмента новым художественным запросам, приводящее в XVIII веке к кризису гамбового искусства».
Лучшие гамбовые сочинения Марэ были изданы в Париже в пяти книгах, между 1686 и 1725 годами. Сборники эти имеют известную педагогическую направленность. Они представили обильный и разнообразный материал для изучающих игру на гамбе. Как педагог Марэ проявил себя в роли учителя четырех из своих 19 детей. Особенно выделился среди них Рапан Марэ, родившийся в 1678 году и с 1725 года служивший при дворе в качестве солиста на гамбе. Слышавший его в Париже Кванц отмечал точность и изящество его исполнения. Умер Марен Марэ 15 августа 1728 году в Манте близ Парижа.
Об исполнителе Sophie Watillon (7 December 1965 – 31 August 2005) на английском.
А вот здесь можно послушать (скачать и взять прямую ссылку) очень много музыки Sophie Watillon и Marin Marais. Но только если повезёт. Бывает так, что этот поисковик (и другие подобные) выдаёт только мёртвые ссылки. В чём дело? Однако если ваш mp3 файл находится на вашем хранилище типа дропбокс, то неприятных сюрпризов можно не ожидать, напротив, если вы просто сделаете ссылку на mp3 файл, то её подхватит встроенный на сайте проигрыватель от Ильи Бирмана, вот так это и будет выглядеть:
Пару дней послушал музыку Маре, и в исполнении Sophie Watillon, и в другом исполнении, но такого эффекта "полнозвучия" больше не встретил. Счастливое стечение обстоятельств?..
Прошу заметить, что нет злого умыла в том, что я не называю всех исполнителей Grand Ballet, не смог найти, кто вместе с Sophie Watillon играет, возможно, это коммерческая тайна.
Тайну удалось раскрыть. youtube удалил видео, которое познакомило меня с этой волшебной музыкой. Но я нашёл вариант видео с той же аудиозаписью, где подробно рассказано кто играет, когда была сделана запись: Grand Ballet (Extrait du IIIe Livre) · Sophie Watillon · Friederike Heumann · Xavier Diaz · Evangelina Mascardi · Luca Guglielmi
Marais: La Rêveuse, & autres pièces de viole ℗ 2003 Alpha ℗ Alpha
Что-то в последнее время содержимое интернета стало очень подвижно, в частности, ещё совсем недавно по ссылке Sophie Watillon можно было получить очень много ссылок на mp3 файлы, которые можно было послушать и скачать. Кто-то сильно заботится о том, чтобы музыка в исполнении Sophie Watillon не была доступна в интернете. Странно, ссылки на музыку Marin Marais очень быстро становятся мёртвыми, но иногда опять оживают: Marin MaraisСказать спасибо
Название!!! Приятно, что иногда мечтательницы бывают во какие!
Эта музыка антисовременна, потому что она чудовищно человечна. Дух, не как привидение с моторчиком, а как то, с чем человек имеет дело, очеловечеваясь. Мечтательница - процедура очеловечивания, процесс, не производство, а ловушка, улавливатель духа, конструкция.
Если есть желание скачать этот файл, нужно щёлкнуть правой кнопкой и выбрать "Сохранить объект как..."
Обсудить Мечтательницу - в отдельный форум, посвящённый именно ей. Здесь есть варианты исполнения - здорово, если бы эти варианты можно было бы пополнить.Сказать спасибо
Смерть - капризная дама. Она приходит, когда её об этом не просишь. Но заранее подготовиться можно всегда. Теперь я точно знаю, под какую музыку буду умирать - под вышеназванного Марена Маре. В другом качестве эту музыку я не могу воспринимать (наверное, в силу своей музыкальной слепоты?)Сказать спасибо
Дата: Понедельник, 30.07.2018, 07:48 | Сообщение # 7
Случайные фото
администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 1074
Статус: Online
Ну наконец-то нашлась публикация, где указаны исполнители, это удивительно счастливое сочетание, ура! Теперь можно искать исполнение этих музыкантов и попытаться уловить, кто и что привнёс в музыку Гранд балета.
Performer: Sophie Watillon (Bass Viola da gamba), Xavier Díaz-Latorre (Theorbo), Luca Guglielmi (Harpsichord), Evangelina Mascardi (Guitar), Friederike Heumann (Bass Viola da gamba)
Альбом: Marais: La Rêveuse, & autres pièces de violeСказать спасибо