Каждый раз с большим удовольствием смотрю на этот портрет. Это именно портрет, он про человека и его характерные особенности, но есть в нём и дополнительное содержание: вопрос про то, что такое портрет, что может вместить в себя этот жанр, для чего он нам нужен? Эти вопросы мне интересны с давних пор, я задавал их себе, делая фотографии и рисунки, но не для того, чтобы найти ответы и успокоится, а как приём удержать внимание на главном, не отвлекаясь на детали. А главное для меня - то загадочное нечто, которое представляет человек своим существованием, необходимость этого существования. Всматриваясь в это неуловимое нечто, ты не переключаешь внимание с человека на что-то иное, а получаешь расширенную версию человека: человек и особое устройство мира, в котором существование этого человека необходимо.
Обычно в портретах такое расширение производят за счёт предметных, интерьерных или экстерьерных атрибутов, но, на мой взгляд, это костыли, которыми художники пытаются или помочь себе удержать внимание на особом устройстве мира, или подменить отсутствие такого внимания эрзацем. Особое устройство мира - это особое устройство пространства, а не загруженность этого пространства атрибутивными предметами.
Часто повторяющиеся жанровые признаки, постепенно заменяют собой суть дела: острый нос и бакенбарды - вот тебе и Пушкин, умные в кабинете среди книг. Недавно в Барнауле на здании Молодёжного театра Алтая повесили мемориальную доску, посвящённую Валерию Золотухину с декором из киноленты, а как иначе, ведь он актёр кино.
Фото Олега Укладова На портрете Тани тоже есть атрибут, фрагмент картинки, которой ей в кайф, так что совсем без атрибутов мне тоже не удалось обойтись.
На этом всё, а то я уж слишком размахнулся для комментария к фотографии, но уж очень хотелось высказаться на эту тему. Позже хочу продолжить её на примере других картинок.