О контрабандной для нашей культуры типе «сквозного» внимания, без осознания которого нельзя увидеть и оценить картины Людмилы Кульгачёвой,
в комментарии к фотографии 5 Михаила Хаустова.
Голые жалкие кустики на переднем плане задают глубину пространства и позволяют увидеть красоту этого заката.
Казалось бы, такой простой, но эффектный и эффективный приёмчик должен встречаться в пейзажной фотографии достаточно часто, но нет, совсем наоборот. Дело в том, что пользоваться этим приёмом могут только художники особого типа внимания, направленного сквозь все видимые вещи, за пределы видимого. Взгляд направлен не на, а сквозь. Пройдя первую преграду, кустики, он не упирается во что-то, например, в заходящее солнце или линию горизонта, не выделяет и не акцентирует ничего. Ничего, кроме кустиков, которые акцентированы как нечто совершенно неважное на картинке.
Такой тип внимания даёт волшебный инструмент, делающий всё, что есть на картинке, неважным, но при этом заставляющий увидеть все детали, наделяя их равной степенью важности. Но он же, «сквозной» тип внимания, создаёт непреодолимые трудности для того, чтобы акцентировать внимание на какой-нибудь вещи или её особенностях. Трудности - непреодолимые, заметьте. Но в нашей культуре такой тип внимания не в почёте, в почёте внимание на одну из составляющих картинку вещей с иерархией важности. И если картинка построена по иному принципу, принципу тотальной неважности всего, зритель, а часто и сам автор, всё же пытается найти эту несуществующую иерархию вещей в картинке.
Посмотрите на картинку Людмилы Кульгачёвой с этим самым контрабандным для нашей культуры типом «сквозного» внимания, чтобы уловить этот интереснейший фокус, о котором в искусствоведении полный и абсолютный молчок. Однако без различения и осознания различных типов внимания, из нашего фокуса выпадает большая и важная особенность организации художественного пространства, но точнее было бы сказать: пространства жизни, жизненного пространства.