Виталий Коньшин
Самое главное из того, что хочется сказать о жизни Юрия Эсауленко
Эссе написано к посмертной выставке Юрия Эсауленко (02.03.67-31.12.00) «Азбука Жоржа»
Юрий Эсауленко. Шпиль. Цветная линогравюра. 15х15. 199?
По глубоко укоренившемуся в самых различных культурных традициях убеждению жизнь художника устроена наизнанку: он живет, чтобы работать, тогда как обычный человек — работает, чтобы устроить свою жизнь. Так или иначе, художники отличаются от обычных людей настолько резко, что срабатывает эффект аберрации дальности: все китайцы на одно лицо. Но при ближайшем рассмотрении нельзя не заметить, что некоторые из них нам нравятся больше, чем все остальные, по крайней мере, — отдельные их работы. А поскольку нравятся — их нравы, должно быть, родственны нашим. И не только родственны, по бескомпромиссному выражению Платона, художник занимается угодничеством. Картинка может нам нравится только тогда, когда мы видим на ней изображение жизни, устроенной в соответствии с нашим нравом. Изображенный образец приятного нам жизненного устройства укрепляет в нас чувство уверенности, правоты и житейской прочности. И слепой может увидеть, почему в этом случае может идти речь об угодничестве. Но иногда то, что нам нравится, а значит — родственно, вместо ожидаемого удовлетворения приносит беспокойство, заставляя всматриваться в основание нашей собственной жизни для того, чтобы уточнить направленность наших жизненных интересов и адекватность способов их реализации. В такой заботе об уточнении жизненных позиций видел Платон высшую задачу человека — философскую задачу, противоположную задаче художника. Европейская культура, по всей видимости, имея на то свои причины, усвоила мудрую простоту платоновского разграничения задач художника и философа как социологическую схему общественного разделения труда, выделяющую наряду с другими профессии художника и философа. И все же до сих пор встречаются в нашей жизни философы не по профессии, а по высшей человеческой мерке. И тогда не важно, чем они зарабатывают на жизнь и имеют ли сертификат на осуществление своей философской миссии, важно, что их работа противостоит житейской путанице и угодничеству, усугубляющему эту путаницу.
Если относится к Юрию Эсауленко как к художнику, совершенно невозможно понять, почему этот человек занимал такое значительное место в жизни всех, кто так или иначе был знаком с ним. Все встает на свои места, если в том, что он делал, видеть работу философа, т. е. человека, который подвергает испытанию на прочность существующие отношения к окружающим человека условиям жизни, экспериментально выявляя истинные, соответствующие реальным условиям, отношения. По существу, работа философа — это работа естествоиспытателя, который сделал объектом наблюдения и эксперимента собственную жизнь. Жизнь философа — философский эксперимент, и для того, чтобы эксперимент состоялся, философ должен культивировать поддерживающие человеческую жизнь нравы, быть носителем культа, культуртрегером, не отвлекаясь от этого занятия даже на самое короткое время всю свою жизнь. Именно поэтому философ — человек беспокойный, с непрерывным агрессивно-въедливым интересом к жизни. И главная его отличительная особенность не в том, что он делает что-то невозможное, а в том, что возможное он делает реальным.
Мы живем, не замечая нашей жизни, вернее, стараемся не замечать, инстинктивно чувствуя опасность этого занятия. Когда же помимо собственной воли мы приобретаем такой опыт, опасения становятся осознанными: жизнь открывается, как бездонная пропасть, в которую жутко заглянуть. И тогда мы, не задумываясь, охотно доверяем это опасное дело сталкерам, таким как Эсауленко, — людям странным своей окаянной дерзостью, но весьма полезным именно этой странностью. Будучи исправным носителем культа, именно философ избавляет нас от этой рутинной обязанности человека — быть сталкером, получая от нас почетное назначение на эту должность, поскольку не барское это дело — географию знать, на то извозчики есть.
Верно ли, что человек уходит из жизни, когда умирает? Ведь иной раз мы чувствуем, что, умирая, он входит в нашу жизнь еще глубже, укореняясь в ней настолько, что куда не глянь, видишь этого человека. Так случилось со мной и со многими другими, кто был знаком с Юрием Эсауленко.
Посмотреть, почитать, скачать книгу Юрия Эсауленко "Графика, или Азбука Жоржа" в pdf формате.
Почитать "Иероглиф" (памяти Юрия Эсауленко) Лилии Эсауленко и "Эсик" Владимира Токмакова.
|