ДИЗАЙН ВСЕГО— это жизнь, ориентированная на вопрос: «Где я нахожусь?» Давайте различать то, что должно быть интересно, от того, что интересно на самом деле.
Матисс - один из тех редких художников, который делал картины цветом. Что это значит «делать цветом»? Содержание картины цветовое, соотношение цветов схватывает пространство, в котором предлагает побывать вам художник. Это не значит, что рисунку, композиции не уделяется внимания. Иной раз очень даже уделяется, но как, например, в картинах Паоло Веронезе, это может быть трюк: выдаётся за важное то, что совершенно второстепенно, чтобы расширить круг зрителей, которых можно заманить в это пространство картины, уловив их внимание. Safrano Roses at the Window пример картины цветом.
Safrano Roses at the Window (1925) Oil on canvas. 80×65. In Private collection
Если убрать цвет, то даже намёка на то, про что кино, не остаётся. Такой же фокус можно увидеть у Яцек Казимеж Сеницкий.
Но чем замечательна ещё эта картина Матисса, так это фокусом внимания. Казалось бы, главное внимание мы должны уделить цветам на столе, столу, заоконному виду. Но нет, если не тащить себя за уши и не заставлять смотреть себя на эти вещи, чтобы видеть всю картину целиком, наше внимание проходит сквозь букет цветов и останавливается на мутно-голубом цвете ставни. Только тогда картина расцветает, разворачивается пространство, очень уютное и дорогое. И дело совсем не в цветах или заоконном пейзаже, а том неуловимом, но совершенно определённом пространстве, где этот уют и нечто дорогое и важное обнаруживают себя.
Henri Matisse - Interieur à Étretat, 1920. Oil on canvas, laid down on wood, 41 x 32.5 cm. Nationalgalerie, Museum Berggruen, Staatliche Museen zu Berlin, Germany